Ви є тут

Особенности трансформации высшей школы в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: социологический анализ : На материалах Иркутской области

Автор: 
Кулябина Елена Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274612
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................3
Глава I. Теоретические вопросы исследования социальных
проблем высшего образования.......................... 11
1.1. 11арадигма образования в условиях постиндустриального общества.................................................. 11
1.2. Специфика высшей школы как социального института 26
Глава 2. Социальные аспекты рыночной трансформации
высшей школы России..................................51
2.1. Факторы рыночных отношений в сфере образования и их влияние на развитие высшей школы России....................51
2.2. Социальная динамика высшей школы России..............71
Глава 3. Региональные аспекты социальных проблем высшей
школы (на примере Иркутской области).................99
3.1. Характеристика рынка образовательных услуг высшего профессионального образования Иркутской области и тенденции его развития..................................... 99
3.2. Социологический анализ тенденций развития высшей школы Иркутской области...................................115
Заключение.....................................................136
Список литерату ры.............................................143
Приложения.....................................................159
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Наступивший XXI в. определяется всеми ведущими учеными и социальных и естественных наук как век знаний, век информации, век стремительного развития информационных технологий. Роль образования в развитии общественного производства и в становлении постиндустриальной цивилизации неизмеримо возросла. В постиндустриальном обществе наибольшим спросом пользуется продукция, основанная на информации, на высших знаниях. Подготовкой специалистов - создателей этих ценностей - занимается высшая школа, поэтому роль образования вообще и высшего образования в особенности не просто возрастает, но приобретает новое содержание, новые формы, новые структуры. Реформирование высшей школы в соответствии с требованиями постиндустриального развития становится общемировой тенденцией. В России переход от индустриального к постиндустриальному обществу наложился на смену плановой, административно-командной экономики на рыночную и ценности демократии. Сложности реформирования отечественной высшей школы усугубляются продолжающимся экономическим кризисом со всеми сопутствующими ему последствиями. В этих условиях изменения в деятельности российских вузов не могут не быть радикальными.
Особое значение в современных условиях имеет социологический анализ проблем системы функционирования высшего образования в России, детерминируемых, прежде всего, своеобразием хода социально-экономических реформ.
Усиление внимания к региональным аспектам экономического и социального развития обусловило возникновение особого направления во внутренней политике государства - региональной политики. Это повлекло переоценку традиционных факторов регионального развития, создание региональных концепций, в том числе и в области образования, позволяющих
15
Готовя молодых людей к труду в крупном машинном производстве, образование, подобно производству, все более стандартизировалось. Формировалась массовая унифицированная педагогика для разных звеньев и уровней образования. Усилилось вмешательство государственных органов в содержание и организацию обучения, тем более, что общее образование осуществлялось, как правило, за государственный счет. Массовыми тиражами издавались учебники для школы, высшего образования. Сфера образования становилась массовой, демократичной, но в то же время терялась индивидуальность, воспитывались и воспроизводились стереотипы мышления. Во второй половине XX в. все более заметным становился кризис системы образования.
Индустриальная цивилизация рассматривается Д. Гэлбрейтом, Э. Тоф-флером, Д. Беллом как ступень прогресса человеческого общества, в заслугу ей ставят прежде всего улучшение материального уровня жизни простого человека, увеличение продолжительности человеческой жизни, распространение грамотности, но цена прогресса была чрезвычайно высока. Индустриальная эпоха нанесла огромный, возможно, непоправимый вред природе, окружающей среде, создала средства для уничтожения всей планеты. Э. Тоффлер отмечает, что индустриализм сделал человека придатком машины, разрушил единство производства и потребления и отделил производителя от потребителя. Каждый человек стал почти полностью зависеть от товаров или услуг, производимых кем-то другим. Отсюда возникал конфликт, когда производители требовали повышения заработной платы, а потребители стремились к низким ценам. Отсюда же всепоглощающая забота о деньгах, товарах и вещах, присущая индустриальному обществу (158, с. 85). Образование было важным, но не главным фактором развития.
Между тем, во второй половине XX в. в наиболее развитых странах стали происходить изменения, которые явились предметом обстоятельного исследования экономистов и социологов. Тогда-то рождаются и какое-то время параллельно развиваются теории нового индустриального и постиндустриального общества. Их авторов мы выше называли. Среди российских
16
исследователей постиндустриального общества нужно назвать Ю.А. Василь-чука (29), В.Л. Иноземцева (74,75), В. May (105), А.И. Колганова (150), Ю.В Яковца (183) и других, опубликовавших ряд работ по этой теме в конце XX-* начале XXI вв.
Становление постиндустриального общества ученые относят ко второй половине XX в., так как уже с середины 50-х гт. в CIIIA ярко проявил себя такой его признак, как превалирование сферы услуг. Но только радикальное ускорение технического прогресса, быстрое изменение структуры занятости, становление нового менталитета у значительной части населения к концу 70-х гг. позволило западным футурологам говорить о развитых обществах как постиндустриальных.
В работах Д. Белла содержится развернутое и яркое определение постиндустриального общества как общества, «в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания... Постиндустриальное общество... предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов» (111, с. 27).
«Сегодня, - пишет Д. Белл в предисловии к русскому изданию 1999 г. книги «Грядущее постиндустриальное общество», - более 30 процентов рабочей силы в США (т.е. свыше 125 млн чел.) принадлежат к профессиональной, технической и управленческой прослойке - цифра, невиданная в социальной истории. Около 15% рабочей силы заняты на производстве (промышленный пролетариат, если пользоваться старой, марксистской терминологией), и весьма вероятно, что к концу столетия этот процент сократится до 10» (23, с. 11).