СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
РАЗДЕЛ I. Социально - исторические условия и научно-теоретические предпосылки формирования военно-социологических взглядов
Н.П. Михневича.................................................15
РАЗДЕЛ II. Теоретико-методологические основы концепции социологии войны Н.П. Михневича.......................................57
РАЗДЕЛ III. Н.П. Михневич о динамике социальных составляющих войны, их ретроспективе и перспективе..........................99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................166
ПРИЛОЖЕНИЯ
183
3
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап мирового развития характер!пустея острыми социально-экономическими и политическими противоречиями, разрешение которых нередко сопровождается воинами и вооруженными конфликтами1. Формирование монополярного мира во главе с США, нарастание тенденции решения ключевых проблем мировой ПОЛИТИК!! с позиции силы в обход основополагающих норм международного права обусловливают необходимость более глубокого и тщательного изучения войны как социального явления, ее источников и причин, социальных последствий, ее взаимосвязи с политикой, экономикой, культурой, роли и места Вооруженных Сил в системе военной организации государства.
Существенный вклад в теоретическую и практическую разработку этих вопросов должна внести военная социология. Начатые в стране преобразования в военно-социальной сфере вряд ли будут успешными без понимания характера современного российского общества, особенности его социальной структуры, специфики отношений между социальными группами, их влияния на социальное самочувствие и моральнопсихологическую устойчивость личного состава армии и флота. Военная социология, изучая события и факты социальной действительности, способна глубже познать сущность и характерные черты социальных процессов в военной сфере, предложить эффективные способы и пути их оптимизации.
Одним из условий успешного выполнения военной социологией своих функций является постоянное осмысление пройденного исторического пути, анализ результатов научной деятельности ее видных представителей. Богатый опыт, накопленный российской военной социологией, идеи отечественных исследователей, нс получившие дальнейшего развития в трудах ученых новых поколений, нуждаются сегодня в тщательном
1 См.: Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Агентство «Воснинформ» Министерства обороны Российской Федерации, 2003. — С. 3.
19
Неуклонно возрастал объем внешней торговли. Если вначале XIX в. вывоз товаров оценивался в 75 млн. рублей, то в середине века уже в 230 млн. рублей. Основными внешнеторговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Во второй половине XIX в. для России был характерен устойчивый активный внешнеторговый баланс.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ - в области местного управления, суда, образования, цензуры, финансов, в военном деле, а также церковного управления. Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с изменившимся положением в стране.
Поражение России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Необходимо было создать армшо, обладающую высоким профессионализмом, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом, от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно.
В 60 — 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.
По изданному 6 августа 1864 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министру. Военно-окружная
20
система имела ряд преимуществ: ликвидировалась шлншияя централизация управления и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение. По «Положению» 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий - действующая армия.
В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции -полковой, военно-окружной и главный военные суды. Fla войны учреждался Главный военно-полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра.
В 1863 г., вследствие предпринятой коренной реформы воешю-учебных заведений были учреждены особые специальные учебные заведения - военные училища.
В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической.
Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии введения новой системы комплектования армии - замены старой, рекрутской системы всеобщей воинской повинностью, что обеспечивало бы создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.
- Київ+380960830922