Ви є тут

Социологическое измерение одиночества

Автор: 
Пузанова Жанна Васильевна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2009
Артикул:
195075
179 грн
Додати в кошик

Вміст

' СОДЕРЖАНИЕ
»
J
2
* ВВЕДЕНИЕ.................................................. 4
i
i Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ОДИНОЧЕСТВА.............................................. 21
1.1. Проблема одиночества в истории философской.мысли- 21
i 1.1.1. Метафизика уединения: теоретические предпосылки
> философской концептуализации понятия «одиночество» 22
1.1.2. Одинокий человек во «враждебном» мире:
трансценденталистский, марксистский и феноменологический подходы к исследованию одиночества....................... 28
1.1.3. Интерпретация «одиночества» в экзистенциализме: от экзистенции к интерсубъективиости и диалогу.............. 40
1.2. Исследовательские подходы к изучению феномена одиночества.................................................. 53
1.2.1. Психология и психотерапия одиночества: теория и клиническая практика..................................... 54
1.2.1.1. Психоаналитический подход к исследованию феномена: одиночество как результат «детской
травмы».............................................. 54
1.2.1.2. Личностно-ориентированный подход: одиночество как следствие противоречия между внутренним и внешним миром........................... 58
1.2.1.3. Экзистенциальная психотерапия:
экзистенциальное одиночество в жизненных ситуациях .. 64
1.2.1.4. Интеракционистский подход: одиночество в контексте социальных отношений....................... 69
1.2.2. Теоретически ориентированные эмпирические исследования............................................. 75
1.2.2.1. Исследования социальных факторов
возникновения одиночества............................ 75
1.2.2.2 Когнитивное направление исследования 80
одиночества: самосознание, самооценка и самодиагноз ...
1.2.3. Другие теоретические подходы к рассмотрению одиночества.............................................. 94
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОДИНОЧЕСТВА
НА ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ................................... 98
2.1. Одиночество: понятие, феномен, проблема.................. 98
2.1.1. Модели одиночества................................ 98
2.1.2. Типологии одиночества.......................... 104
2.1.3. Одиночество и близкие к нему понятия............. 111
2.1.4. Факторы одиночества.............................. 121
2
\ 2.2. «Проблемные ноля» исследований.одиночества
на эмпирическом уровне..................................... 127
V 2.2.1. Подростки как «группа риска»......................... 128
2.2.2. Одиночество и стратегии поведения................... 134
2.2.3. Одиночество в «проблемных» группах.................. 141
2.2.4. Образ «одинокого человека» в повседневном
> восприятии.................................................. 147
2.3. Исследовательские подходы к измерению одиночества 155
2.3.1. Одномерный подход к измерению одиночества........... 156
2.3.2. Многомерные системы измерений одиночества........... 169
2.3.3. Сочетание методик при изучении одиночества.......... 176
Глава 3. ИЗМЕРЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В РАМКАХ
ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ........................................ 184
3.1 Выбор исследовательской стратегии изучения одиночества
(Постановка проблемы измерения одиночества).......... 184
3.1.1. Особенности подхода к эмпирическому исследованию одиночества.......................................... 184
3.1.2. Специфика сбора и анализа данных при помощи метода неоконченных предложений............................. 194
3.1.3. Логика обобщения текстовых данных при использовании:метода неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества................................. 200
3.1.4. Компоненты образа «одинокий человек».......... 203
3.2. Конструирование инструментария «измерения» одиночества.............................................. 217
3.2.1. Особенности инструментария исследования
одиночества.......................................... 219
3.2.2. Психосемантический компонент инструментария 228
3.3. Структурные элементы феномена одиночества:
реконструктш по результатам исследования............. 236
3.3.1. Логика анализа данных и реконструкция структурных
элементов модели одиночества......................... 236
3.3.2 Семантическое пространство «одиночества»....... 245
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................... 258
БИБЛИОГРАФИЯ......................................... 265
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................... 288
3
пассивного- бегства в одинокое убежище и утраты силы вдохновения как платы за освобождение от «уз природы».
Фактически происходит расширение границ интерпретации феномена одиночества. Оно осмысливается и как экзистенция (Б. Паскаль), и как продукт социальности (Т. Гоббс), и как индивидуальное переживание человека (М. Монтень). Историческая ретроспекция позволяет выделить три уровня анализа проблемы одиночества:
- экзистенциальный (охватывает онтологические аспекты бытия человека);
- социальный (внешние формы одиночества - социальная изоляция, депривация, и его внутренние проявления — отчуждение и уединение);
- индивидуальный (одиночество как негативное переживание человека).
В философских концепциях Х1Х-ХХ вв. складывается четкое видение проблемы одиночества на каждом из вышеперечисленных уровней.
1.1.2. Одинокий человек во «враждебном» мире: грансценденталистский, марксистский и феноменологический подходы к исследованию одиночества
В XIX в. трансценденталисты первыми четко разграничили одиночество как продукт «полного отчаяния» городской жизни и уединение, необходимое творческой личности для концентрации ее внутренних духовных потенций, которое только и способно создать в душе человека защиту от городской цивилизации со всеми ее последствиями (усреднением личности, господством конкуренции и т.д.). В то время принцип уединения рассматривался романтиками и траисценденталистами, скорее, как средство самозащиты. Они увидели в нем условие развития духовного потенциала личности, ее социального и творческого совершенствования. С этого
28
момента дихотомия одиночества и уединения прочно укоренилась в западной социально-философской мысли.
Представления об одиночестве были своеобразно интерпретированы американскими трансценденталистами XIX в., став одной из исходных точек развития их философской концепции, особую роль в становлении которой сыграл философ, писатель, натуралист Генри Дэвид Торо (1817-1862). Он провел два года и два месяца в собственноручно построенной хижине на берегу Уолденского пруда, близ городка Конкорд в Массачусетсе, вырабатывая свою философию добровольного уединения1. В основе этого «эксперимента» лежал философский принцип, разработанный мыслителями «Трансцендентального клуба» во главе с Ралфом Уолдом Эмерсоном (1803-1882). Согласно этому принципу, чтобы проявить бесконечное духовное богатство человеческой личности, ей достаточно лишь замкнуться в себе, выделиться из обывательского окружения, и тогда она найдет мощные силы, необходимые для возрождения в своей душе тяги к красоте, добру,
О л
совершенству . «Потребность в уединении... глубоко органична» , - пишет Эмерсон в* работе «Общество и уединение». «Коль скоро уединение благородно, то общество - вульгарно. В обществе высшие преимущества совместного бытия деградируют на уровне индивида в сплошные недостатки... Единственное средство против вышеуказанных свойств общества - это заставить их бороться друг с другом. Пустой разговор не собьет нас с истинного пути, если мы придем на встречу в особенном наряде и с приготовленной речью, а также в полной готовности отделять то. что наше, от того, что не наше. Без общества не обойтись; так пусть это будет общество, а не пустопорожний обмен новостями или совместное потребление шици из одного котла... Я просто не могу пойти в гости к моим ближайшим родственникам, потому что не желаю быть одиноким в их
'См.: Торо Г.Д. Уоллен, или Жизнь в лесу. - М., 1980; КлултьянХ.-Д., ЮіулшьянX. Генри Дэвид Торо. - Екатеринбург, 1999.
2 См.: Покровский H. Е Торо. — М., 1983; Покровский II. E., Иванченко Г. В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. — М., 2008. — С. 96-134.
3 Emerson R.W. Selected writings. - N.Y., 1950. - P. 741.
29