Ви є тут

Организованная преступность и национальная безопасность в Российской Федерации : Социологический аспект

Автор: 
Элязян Анна Шагеновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275058
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
Глава ГОПАСНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.....................15
§ 1. Понятие организованной преступности в соотношении
с понятием национальной безопасности.................15
§ 2. Деструктивная природа и формы организованной
преступности.........................................33
§ 3. Организованная преступность и институты
политической власти..................................56
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В РОССИИ...............................................83
§ 1. Антикоррупционная политика и организованная
преступность.........................................83
§ 2. Связь наркотизации общества с организованной преступностью и государственная политика по борьбе с ними........................................117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................134
Список использованной литературы.......................138
Приложения.............................................153
з
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Организованная преступность как социальный феномен имеет определенные истоки в жизни общества и государства, является результатом действия совокупности разнообразных факторов объективного и субъективного, организованного и стихийного характера. В условиях, когда кризисы в экономике и социальной сфере дополняются резким ослаблением роли государства в управлении общественно-политическими процессами, проявления и последствия организованной преступности способны приобрести особо угрожающий характер. В России вслед за теоретиками это вынуждены признать и практики, лидеры государства и руководители его силовых структур, деятели политических партий и общественных движений.
В современном российском обществе корыстные личные и корпоративные интересы организованных преступных группировок находят особо благоприятную питательную среду. Этому способствует рост правового нигилизма и инфантилизма, экономический эгоизм и авантюризм, нарастающая атомизация общества, разрушение духовных ценностей и моральных кодов во всех социальных сферах, ослабление нормальной социализации детей и молодежи. Складывается практика коммерциализации общественных отношений, которой часто сопутствует криминализация. Данные негативные тенденции усугубляются участившимися с 1990-х годов межнациональными конфликтами, региональным сепаратизмом, резко возросшей вынужденной миграцией. В Концепции национальной безопасности РФ «криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма» были названы в качестве основных факторов, «создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны»1.
Однако государство и общество еще не выработали по отношению к
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 дек. 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) //Российская газета 2000. 18 января.
16
Тогда в обществе разгорались горячие дискуссии, выходившие на уровень парламентской полемики на Съезде народных депутатов СССР и Верховном Совете СССР, Съезде народных депутатов РСФСР, Верховном Совете РСФСР, представительных органах союзных республик. В начале 90-х годов накопленные в теневой экономике средства за счет приватизации, установления связей в органах государственной власти превращались в мощный капитализирующий и коррупционный ресурс, воздействующий на партийных и советских работников, а также сотрудников правоохранительных органов.
Но наиболее благоприятные условия для укрепления структур организованной преступности возникли в период реформ 90-х гг., когда параллельно с приватизацией началось планомерное разрушение правоохранительных органов, моральных ценностей россиян и прежней правовой системы. Именно тогда структуры организованной преступности получили возможность нарастить мощные финансовые ресурсы и безнаказанно заниматься незаконной деятельностью. В формировании этих структур соединились усилия различных антиобщественных и антигосударственных образований, использовавших разрушение властно-институциональной системы советского государства в своих корыстных, а также в идеологических целях. Денежные и материальные ресурсы, возросшие коррупционные возможности теневой экономики не могли остаться незамеченными преступным миром (а также некоторыми лицами во власти), поставившим цель получить свою долю доходов теневой экономики. Как раз в то время наибольшее распространение получили такие виды преступлений, как вымогательство, незаконное лишение свободы, похищение людей с целью получения выкупа, шантаж, клевета, физическое устранение конкурентов, свидетельствующие о размахе организованной преступности и определенной степени организованности преступных групп.
Социологические и криминологические исследования1 показывают широкое распространение организованной преступности в России. Это масштабное явление, оказывающее дестабилизирующее влияние на социально-
1 См.: Тадидинова Т.Т. Организованная преступность и молодежь //Социологические исследования. 2000. №1. С. 30; Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003.
экономическую сферу, предстало как реальная угроза национальной безопасности страны. Не случайно в Концепции национальной безопасности РФ рост организованной преступности назван среди основных факторов, «создающих внутренние и внешние угрозы национальной безопасности России1. Резко снизился уровень личной безопасности и обеспеченности прав и свобод граждан. Так население страны остро переживало свою незащищенность перед преступностью, наиболее опасными ее видами и формами, о чем свидетельствуют социологические опросы. По опросам Фонда «Общественное мнение», Российского независимого института социальных и национальных проблем (РСНИСиНП) и других научных центров, проводимых в 90-2000-е годы, страх перед преступностью занимал одно из ведущих мест. Так, в 2001 году такой страх перед преступностью испытывали практически 60% опрошенных граждан, перед «мафией» - 33%. Обобщая опросы, социологи отмечают, что относительная стабилизация и даже некоторые улучшения социально-экономической обстановки в России отнюдь не влекут за собой автоматически роста чувства защищенности и безопЖакнли®8разом, проявленность деяний структур организованной преступности и угрожающий размах, который она приобрела, сам по себе показал необходимость срочной разработки данных проблем. Актуальность и правомерность (своеобразная «легитимация») употребления и разработки понятия «организованная преступность» контрастировала с советским временем, когда разработка данных проблем поощрялась только для криминологов в НИИ МВД, Генеральной прокуратуры и некоторых других учреждениях. В 90-е годы XX века организованная преступность носила уже не только латентный, но и внешне проявленный характер. Выявилось, что включенность ее в систему поддерживалась частью предпринимателей, коррумпированных государственных служащих, депутатов, судей, а также негосударственных структур, в том числе частью адвокатского и нотариального сооб-
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 дек. 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 янв. 2000 г.) //Российская газета. 2000. 18 янв.
2 Тадидинова Т.Т. Организованная преступность и молодежь //Социологические исследования. - 2000. №1.СЛ0.