Содержание
Введение..................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной зашиты населения.............................................................:• 11
1.1. Теоретические основы социологического анализа сущности генезиса социальной защиты населения............................................11
1.2. Методология и методика исследования организации социальной защиты населения в сельских районах....................................34
Глава 2. Анализ организации социальной зашиты населения в
сельских районах Алтайского края..................................;......48
2.1. Социальные показатели оценки эффективности организации жизнедеятельности населения............................................48
2.2. Оценка экспертами организации системы социальной защиты населения в сельских районах Алтайского края...........................77
2.3. Основные направления развития социальной работы в
современном обществе..............................................;...147
Заключение..............................................................173
Список использованных источников........................................175
Приложение I............................................................197
Приложение 2............................................................208
2
Введение
Актуальность исследования. Сегодня мир переживает период, который требует нс только поиска ответов на проблемы экономического, политического, культурного, духовного развития общества, но и эффективных средств социальной защиты населения, разработки новых технологий социальной работы.
В полной мерс это относится и к России, в которой в начале 1990-х гг. произошла радикальная идеологическая и социально-политическая переориентация общественного развития, что по-новому поставило задачи в сфере социальной поддержки представителей разных социальных групп. Это, в свою очередь, потребовало, с одной стороны, переосмысления истории отечественной благотворительности, моделей государственной, социальной политики, существующих форм поддержки «слабых» групп населения; с другой -освоения и адаптации зарубежного опыта по формированию региональных моделей социальной работы.
В настоящее время для России характерна существенная дифференциация условий жизни людей, которая обусловлена различными факторами. Одним из значимых факторов является тип поселения, который характеризует различия в образе жизни сельского и городского населения, что, в свою очередь, требует формирования специфических форм поддержки представителей разных социальных групп, наиболее эффективных для различных типов поселения. Особого внимания в этой связи требуют аграрные регионы, в которых чаще всего ниже уровень развития социальной инфраструктуры, социального обслуживания населения, благоустройства жилья и т.п. Причем1 многие традиционные формы организации социальной работы, дающие определенный эффект в городах, в сельской местности либо трудно применимы, либо дают минимальный, а порой и отрицательный эффект (например «телефон доверия», центр психокоррекции и др.).
Оптимальная организация социальной защиты населения, проживающего в сельских районах, и подготовка специалистов, ориентированных на работу в сельской местности, являются актуальной проблемой для многих стран, в частности, Канады, США, в том числе и для России.
з
предполагает, что эффективная модель социальной политики должна отвечать требованиям устойчивого общества, должна принимать во внимание специфику конкретной ситуации, т.е. быть способной на быстрое реагирование на изменения объективных и субъективных факторов, обусловливающих жизнеосуществление представителей тех или иных социальных групп.
Эволюция знания и, особенно социального, в конце XX столетия, способствующая дифференциации и интеграции наук, выдвинула проблемы человека и общества в число актуальных. В частности, проблема человека становится фактически общей проблемой всей науки в целом, всех се отраслей и разделов, включая точные и технические. Не только наука, но и практика, особенно социальная, испытывают потребность в интеграции всех средств познания человека и механизмов, способствующих его развитию. На разных этапах развития общества исследователи рассматривали либо эффективность индивидуально-личностного, либо группового, либо социетального уровня оказания социальной поддержки [55].
По мере дифференциации научного знания, увеличения числа специальных дисциплин, направленных на изучение отдельных аспектов взаимодействия человека с обществом, средой обитания, механизмов формирования и развития личности все отчетливее обнаруживается необходимость в общей теории, которая могла бы стать основой адекватного понимания логики жизнеосуществления человека, формирования, осуществления и реабилитации его жизненных сил. Такой теорией и является теория социальной работы, которая связывает социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем [69; 73].
В настоящее время существует несколько десятков подходов к научному осмыслению статуса социальной работы и как научной дисциплины, и как общественного феномена, и как социальной деятельности. Классификация этих подходов позволяет выделить различные теоретические конструкции, определяющие этот статус [55].
Во второй половине XX столетия ряд исследователей предлагали рассматривать классификацию моделей теоретического описания социальной работы на основе парадигмы научного мышления. При этом чаще всего понятие парадигма употреблялось в широком, общем смысле как некоторый шаблон,
21
модель понимания реальности. В связи с этим парадигма трактовалась, с одной стороны, как крупное эпохальное для определенной науки открытие, концепция, меняющая се основные положения, а с другой - как система понятий, закрепляющих определенное, новое видение объекта изучения, которое возникает вследствие крупного открытия, достижения в данной науке.
Обычно отдельные теории концептуальных теоретических ..оснований социальной работы представляются в виде малых (частных) научных парадигм, совокупности которых могут составлять парадигму как традицию, общий подход в социальном мышлении. Но факт существования малых парадигм, "соперничающих” моделей социальной работы не может опровергнуть того, что существует и несколько фундаментальных традиций, которые могут доминировать при определенных социальных и научно-теоретических условиях. Так, например, по мнению М. Пейна, основная парадигма социальной работы в 1970-1980-х гг. в США и Великобритании, опираясь на психоанализ и гуманистическую этику, превратилась в нечто самостоятельное, представляемое теориями и практикой психосоциальной работы [55].
В XX столетии шло активное формирование и "использование" и других парадигм. В частности, на межпарадигмальном уровне, помимо-выделения малых парадигм, отдельных концепций, моделей социальной работы, П. Леонард и М. Пейн, выделяют две парадигмы (традиции) научного мышления: парадигму естественных (физических) наук и парадигму наук о человеке, в рамках которых формируются и развиваются исследования проблем социальной работы. И, соответственно, разрабатываются, определяются и обосновываются те или иные ее концепции [72].
В рамках парадигмы естественных наук доминировал позитивистский подход, в котором человеческая деятельность, проблемы человека в целом изучаются с использованием методов естественных наук. Это означает, что любая теория социальной работы не должна считаться верной или заслуживающей внимания, если она не делает ясных предписаний из результатов конкретных исследований, выводы которых доказаны фактически,-на основе конкретных данных.
В свою очередь, парадигма наук о человеке и обществе, существующая в социальных дисциплинах, допускает в концептуальных построениях теории
22
- Київ+380960830922