Ви є тут

Девиантное поведение несовершеннолетних: основные направления профилактики : по материалам социологических исследований

Автор: 
Потолова Елена Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278148
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа девиантного поведения несовершеннолетних........................................1 1
1.1. Основные подходы к исследованию девиантного поведения несовершеннолетних..............................................11
1.2. Девиация в контексте социологического знания....................45
1.3. Методика и методология исследования основных форм профилактики девиантного поведения несовершеннолетних осужденных в Алтайском крае............................................................69
Глава 2. Основные направления и формы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Алтайском крае........................83
2.1. Нормативно-правовое и организационно-технологическое обеспечение профилактики девиантного поведения несовершеннолетних................83
2.2. Оценки экспертов и несовершеннолетних осужденных эффективности различных форм профилактики девиантного поведения несовершеннолетних...................................................96
2.3. Механизмы оптимизации профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних в Алтайском крае.................................108
Заключение..........................................................141
Библиографический список............................................144
Приложения..........................................................166
2
Введение
В конце XX - начале XXI в. в России произошли масштабные изменения в структуре девиантного поведения молодежи. В 1990-е гг. среди подростков возрастают социальная нетерпимость и агрессивность, которые на фоне усиливающегося финансового и имущественного расслоения общества сублимируются в антисоциальные криминальные формы поведения, ведущие к конфликту с законом. К основным чертам преступности несовершеннолетних к концу 1990-х гг. можно отнести: групповую организованность; омолаживание преступности (интенсивный рост криминальной активности подростков); глобальный массовый характер (все показатели преступности характеризуют регистрируемый уровень, а в реальности эти показатели надо увеличить в несколько раз); возрастание роли социального престижа криминальной деятельности (для некоторых подростков участие в преступной деятельности становится социальным ожиданием). В общем числе правонарушений, совершаемых малолетними преступниками, увеличивается доля тяжких и особо тяжких преступлений с использованием различного оружия.
Одним из условий возрастания преступности среди несовершеннолетних является деформация процесса социализации молодежи и детей. Современное общество утрачивает социальный контроль над включением молодежи в общественные институты. Это в какой-то степени обусловлено тем, что разрушены либо деформированы традиционные институты социализации молодежи и детей (семья, школа, детские и молодежные организации и т.д.).
Кроме того, трансформационные процессы, происходящие в нашей стране, либо поставили под сомнение, либо разрушили те идеалы, ту систему ценностей, на которых выросли многие поколения. В настоящее время отсутствуют общепризнанные ориентиры воспитательного процесса, как правило, они неоднозначны, невнятны, противоречивы, нет преемственности в их развитии. Поэтому для преодоления тенденции роста
3
Делинквентность в узком смысле обозначает такое поведение детей, подростков и молодежи, которое можно было бы назвать преступным, если бы его демонстрировали взрослые (т.е. речь идет о нарушении уголовного закона); преступное поведение несовершеннолетних обозначают как делинквентное, если хотят избежать уголовной стигматизации детей и подростков. В этом случае преступность и делинквентность - разные явления, ибо дети и подростки не несут полной ответственности за свои поступки, а их отклоняющееся от принятых социальных норм поведение обусловлено преимущественно трудностями возраста и развития.
Под делинквентностью в широком смысле понимается поведение «трудных», заброшенных детей, а также мелкие проступки и преступления обычных детей и подростков: привычное непослушание, «хвосты» в школе, побеги из дома или с уроков, бродяжничество, мелкие магазинные кражи, приобретение хитростью каких-либо благ (проезд «зайцем» в общественном транспорте, проникновение без билета в кинотеатр, на концерт и т.п.). В этом случае делинквентное поведение оценивается как выражение протеста со стороны детей против тотальной зависимости от мира взрослых.
Существует также понятие «предделинквентность», которым определяют социальную запущенность детей и пренебрежение родителей или других взрослых к их жизни. С одной стороны, дробление этого термина обусловлено осторожностью в деле стигматизации несовершеннолетних правонарушителей, так как стигма может оказать решающую (негативную) роль в дальнейшей жизни молодого человека. С другой стороны, здесь появляется возможность манипулировать статистическими данными, которые могут исказить динамику социальных процессов (например омоложение преступности) [234].
Исследователи связывают психологию причин деликвентного поведения подростков с аномалиями их характера и психопатиями. Они считают, что при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты, нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость к
неблагоприятному воздействию непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Так, по мнению Л. Мичакс (1964 г.), до 70% деликвентных подростков обнаруживают изначальное нарушение, характера, а Н.И. Озерский в 1920-х гг. диагностировал психопатию у 21 — 28% беспризорников. В 1979 г. при обследовании 300 подростков мужского пола 14-17 лет, госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с психическими нарушениями поведения, острыми аффективными состояниями, А.Е. Личко отметил делинквентное поведение в 40% случаях. Его исследования показали зависимость девиантного поведения как от степени аномалии характера, так и в еще большей степени от ее типа [112, с. 64].
В биологических теориях формирования преступного поведения. (Ломбразо, Шелдон и др.) утверждается, что своеобразие внешнего вида -телосложение человека или строение его черепа - обуславливает его склонность к правонарушению. Как было выявлено в ходе диссертационного исследования, и биологические, и психологические теории выделяют то особенное в личности, которое может привести к ее девиантному развитию. Они свидетельствуют о том, что человек с рождения может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако оно может реализоваться только при неблагоприятных для человека условиях жизнедеятельности и воспитания [72].
Преступность считается наиболее опасной формой социальных девиаций. Круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств и для различных периодов существования одного и того же государства. В современной мировой криминологии (а также социологии преступности) преобладает взгляд на преступность как достаточно условный конструкт, продукт договоренности или субъективных решений (конвенциальность преступности). При этом решает, что есть преступление, законодатель, а демонстрирует, что есть преступление, полиция, уголовная юстиция. Более того, согласно букве уголовного закона большинства
18