Ви є тут

Информационно-коммуникативные основы институциональных изменений современного российского общества

Автор: 
Зотов Виталий Владимирович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2009
Артикул:
290891
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
РАЗДЕЛ 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА...............................................25
1.1. Современный институт как форма социальной коммуникации.25
1.2. Методологические принципы изучения институциональных трансформаций современного общества.........................58
РАЗДЕЛ 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 85
2.1. Формирование информационно-коммуникативной среды как основание социальных трансформаций....................................85
2.2. Становление новой культурной реальности как условие трансформации институциональных норм.....................................124
2.3. Информационная культура в системе взаимодействия общественного и личностного как социокультурное основание функционирования и развития современных институтов..................................158
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИИ................................191
3.1. Изменения социальных институтов в условиях виртуализации информационно-коммуникативной среды........................191
3.2. Изменение социальных институтов в условиях становления глобальной информационно-коммуникативной среды........................223
3.3. Институциональные изменения как результат фрагментации информационно-коммуникативной среды........................257
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................292
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................302
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................325
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В масштабах всего человечества продолжается информатизация, представляющая, прежде всего, процесс распространения информационно-телекоммуникационных технологий. Этот процесс выступает как основа изменений условий жизнедеятельности, т.е. это не просто техникотехнологический, но и социокультурный процесс. Поэтому сегодня информатизация перемещается в фокус социологических исследований и анализируется в концепциях трансформации современного общества как ключевой фактор. Начиная с конца прошлого века, наиболее в развитых государствах благодаря развитию информационно-телекоммуникационных технологий формируется информационнокоммуникативная среда. И, несмотря на то, что данная среда еще не в полной мере сформировалась в России в виду исторических и социально-политических причин, но, тем не менее, процесс её становления набирает силу.
В связи с этим представляется уместным на социологическом уровне рассмотреть становление информационно-коммуникативной среды общества и инициируемые им социокультурные последствия как одно из основных условий трансформаций современного общества. Исследования процесса становления информационно-коммуникативной среды российского общества актуальны именно в контексте вызревающих институциональных трансформаций, поскольку начинается процесс габитуапизации повседневной деятельности на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий. Это ведет к тому, что изменяются формы социальных институтов, режимы их функционирования, их место и роль в социокультурной системе общества.
Сегодня назрела необходимость анализа и перестройки категориальной системы институционального анализа в целом. Появилась потребность теоретически осмыслить общее в процессе институциональных трансформаций современного российского общества, протекающих в условиях становления информационно-коммуникативной среды, в то время как в социологии исследования в большей мерс ориентированы на решения задач практического плана совершенствования, рационализации, повышения эффективности существующих
32
человеку. Человек представляется как малый мир в себе и для себя, как «homo clausus», в конечном счете, независимый от большого внешнего мира. Такое представление определяет образ человека в целом. Любой другой индивид то же кажется «homo clausus»; его ядро, сущность или подлинная самость всякий раз предстает как нечто «внутреннее», отделенное невидимой стеной от всего внешнего, в том числе и от других людей»1.
На наш взгляд, проблема методологического кризиса современной институциональной теории как раз и заключается в неспособности видеть долговременные процессы. Человек в современном обществе представляется активным существом, находящимся в деятельностном отношении к миру. Именно с наступлением техногенного общества получила распространение идеология овладения окружающим миром, а одной из основных декларируемых ценностей становится ценность преобразовательной деятельности инновационного характера, то есть продуктивная деятельность человека. Развиваясь в рамках деятельностной парадигмы, в конце концов, техногенное общество, приходит к состоянию, когда оно «... в самом своем бытии определяется как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, лишь некоторые из которых могут реализоваться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям»2.
Само общество данного типа не может справиться с оіромньїм разнообразием проблем, возникающих в постоянно меняющемся мире, и вынуждено обращаться к личности, черпая у нес силы для своего существования и развития. Человек становится основным фактором социального развития, его главной движущей силой. Именно в техногенном обществе произошло выделение личности в качестве самостоятельной реалии бытия, поскольку только лич-
1 Элиас, И. О процессе цивилизации. Социогсистичсскне и психогснетическис нсслсдошшия [Текст|: и 2 т. Т.І. Изменение в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. / Н.Элпас. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 332 с. С.32
2 Cmr.nun, B.C. Философия науки и техники |TckctJ / В.С.Стсгапі, В.Г.Горохов, М.А.Розо». М.: Коитахт-альфа, 1995. 384 с. - С. 18.
33
ность, способная к творчеству, может действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах. По при этом она начинает проявлять повышенную чувствительность и даже неприязнь к социальным ролям, которые ей навязаны обществом. Это делает человека гораздо более значимым и активным в рамках социальных структур, но одновременно и порождает проблемы его идентификации в этих социальных структурах. Как пишет И.С.Кон, люди техногенного общества «...уверены в том, что это они становятся "выше" своих социальных функций. Но пройдет три столетия - и людям начнет казаться, что, напротив, это их социальные роли отчуждаются от них, превращая их в марионеток и вызывая чувство внутренней опустошенности»1.
В информационном обществе личность обретает еще большую автономность по отношению к обществу. Этому в немалой мере способствуют замена непосредственных, межличностных связей на контакты при помощи информационно-телекоммуникационных технологий, а также некоторые другие явления в области социального взаимодействия индивидов. Вместе с современными информационно-телекоммуникационными технологиями приходит «...новый человек, манипулирующий не только вещами, но и тем, что раньше считалось судьбой: сегодня некоторые люди меняют не только одежду, обстановку, жилье, семью, город, страну, но лицо, фигуру и даже пол»2. Осуществляя это, индивиды все менее становятся связанными с определенными социальными структурами.
В настоящее время индивидуальное 'Я' еще не противопоставляется обществу, но уже почти полностью отделилось от коллективного 'Мы'. И хотя в работах К.Маркса, как и в работах его последователей, на основе диалектического закона отрицания отрицания делается предположение о том, что на следующей ступени общественного развития произойдет новое «сращивание» индивида и общества, но современное положение личности в мире позволяет предположить, что ее возвращение в лоно общества в ближайшее время не про-
1 Кон, И.С. Открытие «Я»: историко-психологический этюд. (Текст) / И.С.Кон // Новый мир, 1977, Ко 8.
2 Марков, Б.В. Проблема человека в опою/ масс-медиа (Текст) / Б.В.Марков // Перспективы человека в глобализирующемся мире СПб.: Санкт Петербургское философское общество, 2003. С.69