Ви є тут

Социально-экономические формы реализации государственно-частного партнерства в регионе

Автор: 
Любалин Андрей Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293736
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУ ДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИО- 11
НЕ.........
1.1. Реализация социально-ориентированных проектов в широком спектре сфер региональной экономики...................... 11
4
1.2. Современное состояние государственно-частного партнерства в регионе.................................................. 20
1.3. Возможности использования зарубежного опыта государственно-частного партнерства.................................. 32
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ........................................... 53
2.1. Социально- экономические принципы регулирования государственночастного партнерства в хозяйственной.системе 53
2.2. Социальные механизмы и инструменты реализации государственночастного партнерства............................. 55
ГЛАВА III. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ
3.1. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере 63
3.2. Развитие социальных направлений государственно-частного партнерства в регионе............................ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 128
2
/
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что государственно-частное партнерство не получило должного распространения на практике, хотя является эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса-для решения современных проблем общества. В региональной экономике произошли коренные изменения в методах, используемых государственными и муниципальными органами власти для решения проблем граждан и удовлетворения их растущих потребностей. Частный бизнес и государство все активнее вступают в сотрудничество в поисках эффективных путей решения задач общества на условиях партнерства. Однако экономический рост и улучшение качества жизни населения в субъектах Российской Федерации-: во многом еще сдерживается слабым развитием их социальной и экономической инфраструктуры.
Вместе с тем, развитие государственного- частного партнерства на основе создания-эффективных институтов взаимодействия бизнеса и государства, является одним из важных условий, способных повлиять на повышение инновационной активности территорий за счет развития экономической и социальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации.
В настоящее время развитие государственного- частного партнерства в регионах сдерживается административными барьерами, отсутствием высококвалифицированных кадров, слабо способствует финансированию стратегических социальных программ и инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций, не обеспечивает эффективное использование концессионных и лизинговых и механизмов.
Такие приоритетные направления государственного- частного партнерства, как социальная, транспортная и производственная инфраструктура, в частности, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов; финансирование разви-
з
- взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и других);
- стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.
Таким образом, основным, системообразующим элементом в понятии «государственно-частное партнерство» является сотрудничество, при котором государственные и частные структурі,і выступают как равноправные партнеры,, взаимно дополняя друг друга. В гоже время формы, виды, принципы и механизмы сотрудничества должны отвечать вышеназванным признакам.
Партнерство государства а частного сектора представляет собой институциональный и организационный альянс между властью и частным бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных, общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности до оказания, общественных услуг.
Оно предполагает, что партнеры договариваются работать в тесном сотрудничестве друг с другом над улучшением качества услуг в интересах населения, а также наличие согласованных договоренностей о разделении выгод и вознаграждения, использовании квалифицированных специалистов, экспертного опыта и финансовых ресурсов большого числа секторов. Такое партнерство обычно поощряется и поддерживается с помощью правительственной политики.
В литературе и реальной практике можно встретить следующие термины, использующиеся для характеристики государственно-частного парт-нерства: частно-государственное партнерство; партнерство государства и частного сектора; муниципально-частное партнерство;, частно-общественное
12
партнерство; частно-государственная кооперация; публично-частное партнерство; общественно-частное партнерство.
Целесообразность частно-государственного партнерства обусловлена рядом факторов:
- образовавшимися разрывами в системе отношений власть - бизнес -общество, дисбалансом системы связей, обеспечивающих гармонизацию интересов и равновесие участников взаимодействия;
- кардинальными изменениями в экономике государства, доминированием частной формы собственности, эффективное использование которой требует партнерских отношений власти, бизнеса и общества;
- отделением административных ресурсов власти от прямою участия в-частной собственности и слабым присутствием бизнеса во власти, располагающего значительными ликвидными ресурсами, современным интеллектуальным, организационно экономическим потенциалом;
сохранением предприятий стратегического назначения в руках у государства, и необходимостью повышения эффективности их функционирования за счет преимуществ сотрудничества с бизнесом, в целях покрытия затрат и повышения доходности средств государственного бюджета;
- выгодой, получаемой от партнерства во власти, бизнесе и в обществе в различных формах ее проявления.
Система партнерских отношений государства и частного бизнеса включает совокупность субъектов, объектов, средств, форм и механизмов взаимодействия, ориентированного на достижение намеченных результатов.
Цель партнерства заключается в объединении опыта и умений различных государственных и частных партнеров с таким расчетом, чтобы гарантировать достижение наилучших материальных и финансовых результатов с максимальной взаимной выгодой.
Частно-государственное партнерство имеет присущую его участникам мотивацию. Государство видит в частном секторе дополнительные ресурсы, эффективный менеджмент и рассчитывает извлечь выгоду из этого. Вступая
13