Ви є тут

Структура социального взаимодействия кадровых агентств и работодателей в процессе найма персонала: социологический анализ

Автор: 
Чилипёнок Юлия Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293740
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................... 3
Глава 1. Кадровое агентство как участник социального взаимодействия на рынке труда
1.1. Теоретико-методологические основы исследования социального взаимодействия на рынке труда................................... 13
1.2. Кадровое агентство как посредник на рынке труда........................................................... 33
1.3. Принятие кадровых решений как основа социального взаимодействия кадровых агентств и работодателей в процессе найма персонала.... 64
Глава 2. Кадровое агентство и работодатель: структура социального функционирования
2.1. Социальные характеристики функционирования работодателя в процессе найма персонала........................................ 89
2.2. Социальные характеристики функционирования кадрового агентства.................................................. 115
2.3. Сравнительный анализ социального функционирования работодателей в процессе найма персонала и кадровых агентств 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 169
Список литературы....................................... 179
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Реформы, начавшиеся в 1990-х годах, привели к масштабным преобразованиям в жизни российского общества. Это не могло не отразиться на социальном функционировании отечественного рынка труда. Состав и поведение участников этого рынка существенно изменились, так как решения в сфере труда и занятости всеми его субъектами стали приниматься в новых социально-экономических условиях.
Подход частных компаний к найму персонала стал существенно отличаться от подхода государственных предприятий. Персонал стал рассматриваться как главный ресурс, определяющий успех компании на рынке. В связи с этим актуализировался вопрос о поиске и применении новых источников найма рабочей силы. Положение потенциальных работников на рынке труда также существенно* изменилось. Возросла индивидуальная ответственность человека,, ищущего работу, что явилось причиной необходимости освоения соискателями-новых средств и методов ее поиска.
Эти процессы дали толчок к развитию инфраструктуры рынка труда за счет появления новых субъектов социального взаимодействия на этом рынке. Один из них - кадровые агентства - негосударственные компании, которые наряду со службами занятости, призванными контролировать и координировать вопросы занятости от имени государства, сформировали инфраструктуру рынка трудового посредничества.
Конечно, далеко не все работодатели и соискатели обращаются к услугам.посредников, в том числе и кадровых агентств. Но, тем не менее; кадровые агентства на сегодняшний' день — это реальный, значимый и динамично развивающийся; участник рынка труда, и его взаимодействие с другими участниками этого рынка требует внимательного изучения.
3
Р.Мертон устанавливает требование взаимосвязи и взаимозависимости функций и структуры социальных систем. Он формулирует его в виде аксиомы: точно так же, как одна и та же структура может иметь многочисленные функции, необходимые для жизнедеятельности различных социальных групп, так же одна и та же функция может по-разному выполняться в тех или иных социальных структурах [119, С. 115].
Говоря о функциональном анализе, нельзя также не упомянуть о функционализме Г.Спенсера, который еще до Т.Парсонса и Р;Мертона высказал идею- о том, что существуют определенные универсальные потребности или необходимые требования; для- удовлетворения' которых функционируют соответствующие структуры. Эти потребности варьируются вокруг проблем: а)< обеспечения и надежного обращения ресурсов, б) производства полезных материалов и в) регуляции и интеграции внутренней' деятельности людей средствами властного и символического контроля [135, Є. 50-51].
Как мы упоминали в« самом начале, социальное взаимодействие - предмет различных социологических теорий. Кратко остановимся на некоторых из них.
Обмен как основу интеракций между людьми рассматривали Д.Хомане и П.Блау в рамках теории обмена [149, С. 82-91]. Суть социальных отношений, по мнению Д.Хоманса; состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами1 и вознаграждениями. Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится- повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения, базирующиеся на взаимных ожиданиях. В рамках собственного подхода к теории обмена П.Блау определяет обмен как специфический тип ассоциации, включающий «действия; которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении
18
ожидания этих возна!раждений». Кроме того, он утверждает, что далеко не все социальные отношения могут быть рассмотрены как процессы обмена, а лишь те из них, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные к другим людям [135, С. 499].
Другой влиятельной теорией, рассматривающей социальное взаимодействие, является символический интеракционизм - изучение отношения общества к самому себе как к процессу символических коммуникаций между социальными деятелями. Представители - Г. Блумер и Дж. Мид [8, С. 173-179]: Они делали акцент на том, что любое устойчивое взаимодействие возможно лишь на основе взаимного признания партнерами единых критериев, ценностей, норм, символов. Символическую нагрузку несут практически все окружающие нас предметы, явления и поступки людей. И, лишь поняв, что же именно они символизируют для нашего-партнера, по взаимодействию; можно это взаимодействие осуществить. Символы могут быть поняты и могут вызвать реакцию лишь тогда, когда их значение одинаково для всех членов коммуникационного сообщества. Однако эти. значения, со своей стороны, возникают лишь в процессе интеракции и постоянно меняются в ходе нее [135, С. 519].
Основная идея концепции управления впечатлениями Э. Гоффмана состоит в том, что порядок взаимодействия — это область, в которой продуцируется смысл, а смысл возникает в ходе вовлеченности индивидов в ситуации. То есть:
- люди действуют в ситуациях не независимо друг от друга, а как участники ситуации;
19