Ви є тут

Организационные изменения в технических университетах: институционализация управления качеством образования

Автор: 
Павлюткин Иван Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298845
179 грн
Додати в кошик

Вміст

г
Оглавление
Введение....................................................................3
Глава 1. Качество как организационная переменная университета: обзор экономических и социологических подходов....................................12
1.1. Экономика некоммерческих организаций и целевая функция университета ... 18
1.2. Новый институционализм в организационном анализе: управление качеством и легитимность университета............................................ 24
1.3. Ор!-анизацнонные изменения университетов н институциональная теория 33
1.3.1. Организационная структура университетов.........................37
1.3.2. Организационная идентичность университегов......................40
1.4. Основные выводы.....................................................47
Глава 2. Идея совершенствования качества и заимствование институтов ..50
2.1. Усиление рыночной логики и рост менеджериальной культуры в высшем образовании............................................................52
2.2. Феномен управления качеством и институциональная организация систем высшего образования....................................................55
2.3. Формы управления качеством в российской системе высшего образования 63
2.4. Распространение идеи менеджмента качества: формирование нового
организационного порядка в российском высшем образовании.................71
2.5. Основные выводы.....................................................81
Глава 3. Организационные изменения в технических университетах: институциональный анализ....................................................84
3.1. Рационализация процесса управления качеством и изменение организационной структуры..............................................................89
3.2. Организационная идентичность «постсоветского» университета и смысл организационных изменений..............................................98
3.3. Полидоменность «постсоветского» технического университета и объяснение организационных изменений.............................................109
Заключение.................................................................117
Литература.................................................................126
Приложение 1...............................................................140
Приложение 2...............................................................141
2
Введение
Актуальность темы. За последнее десятилетие в России сложилась индустрия, продуктами которой становятся разнообразные модели, руководства и метрики качества высшего образования. Заинтересованность в совершенствовании качества сегодня демонстрируют различные агенты системы образования: представители государства, ассоциации работодателей, международные сертифицирующие организации и агентства по аккредитации, специализированные журналы, рейтинговые агентства, а также высшие учебные заведения.
Российские технические университеты принимают активное участие в экспериментах по совершенствованию качества высшего образования, что обусловлено двумя обстоятельствами.
Первое обстоятельство - включение России в мировое образовательное пространство. Образовательная система, в советское время пребывавшая в относительно замкнутом пространстве, сегодня всё больше начинает рассматриваться сквозь призму единой системы координат, т.е. активно сравнивается с образовательными системами других стран. Этому процессу способствуют реализация сравнительных проектов в области образования международными исследовательскими и общественными организациями (Всемирный банк, ОЭСР, ЮНЕСКО), создание систем международных рейтингов университетов (например, Шанхайский рейтинг и рейтинг газеты «Таймс»), вхождение России в межгосударственные и международные соглашения (например, подписание Болонской декларации в 2003). Обязательства, которые взяла на себя российская сторона как участник международного образовательного пространства, предполагают обеспечение сопоставимости моделей организации образования (например, введение системы «бакалавриат-магистратура»), параметров оценки и организационных форм управления качеством в высшем образовании.
Второе обстоятельство - необходимость решения проблем постсоветского развития высшего образования: преодоление последствий недофинансирования вузов, вымывания и старения преподавательских кадров, разрушения связей технических учебных заведений с предприятиями, невостребовапности экономикой выпускников инженерных вузов.
Несмотря на значительное увеличение финансирования технических университетов за последние несколько лет, сегодня довольно остро встаёт вопрос об их
3
5. В результате кодирования текстов интервью были выделены категории, в которых происходит осмысление администраторами университетов работы с качеством образования. Ключевыми из них стали «востребованность» и «соответствие». Их описание позволило обосновать различия в восприятии администраторах!и реализуемых организационных изменений. Показано, что внутри администрации российских университетов, между администраторами факультетов (деканы) н администраторами по качеству, не существует единого понимания принципов совершенствования качества. В результате деятельность по совершенствованию качества, инициированная менеджерами по качеству оценивается как второстепенная деканами факультетов. Отсутствие единого понимания работы по совершенствованию качества замедляет процесс реализации организационных изменений в обследованных технических университетах.
Основные положения, выносимые на защиту
1. В среде российских университетов последовательно формируется организационный порядок, в котором получают признание практики управления на основании специально разработанных моделей менеджмента (СМК). Данный порядок формируется и поддерживается в среде вузов за счбт трех институциональных направлений: 1) копирования одними вузами успешных моделей вузов-пионеров в области совершенствования качества; 2) профессионализации менеджеров по качеству; 3) нормативного давления со стороны государства в виде предписания к использованию «типовой модели» менеджмента качества. Усиление взаимодействия и информационной нагрузки между вузами, выделение доминирующих университетов в деле совершенствования качества и закрепление паттернов «эффективного управления качеством» приводит к гомогенизации формальных организационных структур и правил в организационном поле высшего образования.
2. В обследованных крупных российских технических университетах, как и в университетах других стран, наблюдается типичная реакция на организационные изменения, реализуемые «сверху» в случае, если имеются противоречия в установках субъектов, включенных в процесс изменений и возможность неформальной кооперации внутри формальной организационной структуры. Она состоит в церемониальном характере изменений, когда исполнение внедряемых на вертикальном уровне формальных организационных правил начинает имитироваться и истолковываться как второстепенное и отнимающее от основной работы время. В результате идея внедрения модели менеджмента в университетах,
15
через исполнение организационных правил всеми сотрудниками в формальной организационной структуре подвержена риску стать «локальным проектом» по созданию внешней отчётности для проверяющих органов. Реализация
организационных инноваций в технических университетах, превращается в способ легитимного существования в институциональной среде вузов совершенствующих качество.
3. В среде технических университетов выделяются две базовых категории, в которых происходит осмысление темы качества высшего образования администраторами - «востребованность» и «соответствие». Первая является отражением логики постсоветского развития технических вузов и связана с пониманием проблем невостребованности инженерного образования со стороны абитуриентов, инженерных кадров со стороны рынка труда и, как следствие, самих образовательных программ. Вторая - маркирует необходимость активного взаимодействия с проверяющими организациями, осуществляющими внешний контроль качества образования, а также мониторинг реализации принципов менеджмента качества. Различия в логиках работы с качеством внутри администрации крупного университета приводит к тому, что внедряемые с определёнными намерениями инновационные практики, могут наполняться другим смыслом, работниками призванными их исполнять. Данное обстоятельство, при условии возможности неформальной кооперации субъектов изменений приводит, к отклонению изменений от их изначальной траектории.
4. Понимание администрацией невостребованности технического университета не даёт сегодня оснований для проведения радикальных организационных изменений, так как существует легитимный способ существования в среде российского высшего образования - соответствовать требованиям, которые зафиксированы в стандартах и нормативах государственных органов и сертифицирующих организаций. Эю приводит к тому, что увеличение бюджетного финансирования технических университетов, может быть интерпретировано как необходимость совершенствования качества через усиление контроля над показателями, обеспечивающими соответствие осуществляемой вузом деятельности государственным стандартам. Это в свою очередь не означает для администрации университета необходимости совершенствования качества через повышение востребованности инженерного образования.
16