Ви є тут

Структура и основные параметры социального демпинга как социального процесса

Автор: 
Фомин Николай Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299192
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
стр.З
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕМПИНГА КАК ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ........................................стр.15
1.1. СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕМПИНГ, ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА
И ФУНКЦИИ..........................................стр. 17
1.2. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДЕМПИНГА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ......................стр.48
1.3. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО ДЕМПИНГА ОБЪЕКТИВНЫМИ И СУБЪЕКТИВНЫМИ ФАКТОРАМИ В РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ.............................................стр.70
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ДЕМПИНГОМ И МЕХАНИЗМ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ............стр.98
2.1. ДИНАМИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СПАДА В РОССИИ И ЕЕ
ВЛИЯНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ДЕМПИНГОМ..........стр. 100
2.2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СОЦИАЛЬНОГО ДЕМПИНГА............................................стр. 115
3.3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СОВЕРШЕСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ
ДЕМПИНГОМ...........................................стр. 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................стр.160
БИБЛИОГРАФИЯ......................................стр.164
ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................стр.177
ПРИЛОЖЕНИЕ 2......................................стр. 184
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Смена в начале 90-х годов общественно-политического строя и его социально-экономической основы, социальная трансформация общества, переход к рыночным отношениям и распространение глобализации значительно активизировали интегрирование России в мировую хозяйственную систему, в международные рынки труда и капитала. Это обусловило возникновение в российском обществе новых социальных явлений и процессов, в том числе - социального демпинга. Само понятие «демпинг» в переводе с английского обозначает бросовый экспорт - продажу товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке. В международной лексике категория «демпинг» используется как синоним нечестной конкуренции, предусматривающей воздействие на цены экспортируемых товаров для устранения конкурентов, захвата внешних рынков, получения стабильно высокой прибыли.
В условиях развития свободных рыночных отношений демпинг стал важным инструментом активизации участия стран в процессах глобализации и социальной трансформации для решения задач национальной экономики. Демпинг многообразен по сферам проявления. Различают: монопольный, налоговый, валютный,
технологический, экологический демпинг. Особое место занимает демпинг в социальной сфере, в области культуры и образования. В классическом понимании все виды демпинга ориентированы на максимизацию прибыли. Они представляют игру на повышение и понижение цен на товары на внутреннем и внешнем рынках. Однако за технически сложными демпинговыми манипуляциями анализируется обычно экономическая сторона отношений, социальные же аспекты остаются скрытыми.
Демпинг социальный относится к наиболее сложному виду демпинга, который по своим последствиям является наиболее разрушительным для государств с относительно слабой экономикой, ярко выраженной социальной поляризацией и стратификацией населения, сложной демографической ситуацией и деформированным общественным сознанием. На практике социальный демпинг как явление все шире распространяется на мировом рынке рабочей силы и его региональных центрах. Однако исследован очень слабо и не имеет социологической разработанности. С позиций авторского подхода социальный демпинг определяется как выражение свободы рыночных отношений между участниками мировой хозяйственной системы в процессе экспорта низкокачественных экономических ресурсов,
Исследование названных компонентов социального демпинга предполагает уточнение многочисленных аспектов терминологического понятия «демпинг». Слово «демпинг» происходит от английского глагола «to dump», что означает сбрасывать, сваливать, разгружать, бросать. В международной лексике слово «демпинг» обычно использустся^ак синоним нечестной конкуренции, предусматривающей воздействие на цены экспортируемых товаров. Происхождение термина часто приписывают Н: Винеру (1926), который предположил, что при максимизации прибыли цены на внутреннем рынке должны быть выше, чем на экспортных, но той простой причине, что внутренний рынок, как правило, предоставляет более комфортные условия национальным производителям. Представляя собой продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке, демпинг определяется как ценовая дискриминация между национальными рынками.13
Демпинг может преследовать и политические цели. Экономически мощная держава, осуществляя демпинг в торговле с менее развитыми странами, стремится подавить в них конкуренцию национальных производителей и постепенно установить экономический контроль, что требует разработки в этих странах на государственном уровне механизма защиты и поддержки своих производителей.
Как сложное явление объективной реальности, рассматриваемое по превалированию одной из сторон его проявления, демпинг может быть валютным, спорадическим, устойчивым и социальным.14 Классической формой демпинга является монопольный демпинг. Эта форма демпинга имеет место, когда предприятие или группа предприятий занимаег монопольное положение в своей стране и продает за рубеж производимые товары по ценам ниже тех, которые они применяют на внутреннем рынке. Однако такая политика предполагает защиту национального рынка, чтобы товар, продаваемый внутри страны по высокой цене, не был вытеснен импортными товарами, предлагаемыми по нормальным ценам. Поэтому в своей наиболее жесткой форме монопольный демпинг может осуществляться только при двойной поддержке государства: государство, во-первых, должно санкционировать создание и деятельность монопольного образования в экономике, а во-вторых, обеспечить протекционизм в отношении импортных товаров.
Другой разновидностью демпинга является спорадический, под которым понимается ввоз какого-либо товара в значительных объемах в течение небольшого
15 Большой Юридический Словарь [Электронный ресурс] //http://\vww.a!cx-law.narod.ru.
14 Свободная русская энциклопедия «Традиция» [Электронный ресурс] //http://nswap.livejoumal.com.
18
промежутка времени. Против; такого демпинга принимаются наиболее жесткие меры, вплоть до обложения антидемпинговой пошлиной, введенной задним.числом.15
Достаточно часто стало использоваться Ич такое понятие, как «налоговый демпинг». Его источником считаются налоговые оазисы. По мнению Экономического и социального комитета1 Европейского союза, у некоторых стран-плателыциков взносов • в бюджет Европейского союза в результате налогового демпинга недобор налогов составляет примерно 25-30 млрд. экю.
Еще одним видом демпинга является «валютный демпинг», который: получил большое распространение в период после' первой мировой войны, (особенно в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 годов), а также после второй мировой войны. Он представляет собой экспорт товаров по ценам ниже цен конкурентов в результате использования экспортером дополнительной прибыли, получаемой от обесценения валюты в силу ее девальвации, то есть падения курса валюты данной страны по отношению к валютам других стран.16
В последнее время в России стали говорить и о таких видах демпинга, как: технологический, стратегический, сенсорный, позиционный, образовательный, демпинг в области культуры, экологический, социальный и др. виды демпинга.
Под технологическим демпингом понимается продажа товаров по низким ценам как результат высокой производительности труда, достигнутой благодаря применению передовой технологии.17
Стратегический демпинг представляет собой агрессивную экспортную стратегию, направленную на расширение рынков сбыта, удержание позиций на стратегически важных рынках, завоевание доли на рынке для нового вида товара (что особенно часто происходит в области электроники и других высокотехнологичных видов продукции). Сенсорный демпинг заключается в создании на основе новейших технологий мобильных социальных сетей неограниченного размера и использования мультимедийных возможностей всех современных мобильных телефонов, что позволяет увеличивать количество потребителей этих услуг, расширять сферу влияния и устранять конкурентов на этом сегменте рынка услуг.18
15 World Trade Organization. G/ADP/N/l/ARG/l, G/GCM/N/l/ARG/1. 1995. 12 June [Электронный ресурс] //http://www.wto.org
,6 Потапов И.С. Внешняя торговля капиталистических стран /Потапов И.С.-М., I973.-C. 116.
17 Юмашев Ю.М. Международно-правовые формы внешнеэкономических связей ЕЭС /Юмашев Ю.М.-М., 1989.-С.54.
18 Nokia 5230 - сенсорный демпинг по-фински [Электронный ресурс] //lmp://w\vw.phone-p!anet.ni.
19