Ви є тут

Взаимодействие государственной гражданской службы и институтов гражданского общества в современной России : социологический анализ

Автор: 
Грязнова Вера Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302277
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................. 3
ГЛАВА 1
Теоретико-методологические основы анализа взаимодействия государства и гражданского общества..................... 24
1.1 Сущность и содержание взаимодействия государства и гражданского общества....................................... 25
1.2 Взаимодействие государственной гражданской службы и институтов гражданского общества современной России как социальный процесс...................................... 57
1.3 Открытость государственной гражданской службы — основа активизации взаимоотношений государства с институтами гражданского общества демократической России............ 85
ГЛАВА 2
Развитие взаимодействия государственной гражданской службы с институтами гражданского общества............. 103
2.) Условия и факторы развития взаимодействия государственной гражданской службы с институтами гражданского общества 104
2.2 Правовое обеспечение взаимодействия государственной гражданской службы с институтами гражданского общества..... 127
2.3 Основные направления развития взаимодействия государственной гражданской службы и институтов гражданского общества в условиях модернизации России.................. 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 167
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников и
ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. 175
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования.
В третьем тысячелетии успешность развития российской государственности связана со способностью общества быстро адаптироваться к «сверхбыстрым» изменяющимся условиям и следовать правилам взаимосодействия, основанным на демократических принципах. Как заявил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии»1.
Глобальная конкуренция в современном мире вызывает качественное изменение институциональной среды, «раскрепощение энергии общества»2. Поэтому современный этап функционирования российского социума предполагает использование более демократичных и эффективных форм взаимодействия общественных и государственных структур, опирающихся на преимущества соединения субъектной воли государства и самоорганизационного потенциала гражданского общества.
В связи с этим государство как политический институт власти, выбрав модель «государство на службе у граждан», в условиях институциональных изменений модифицирует свои функции, усиливая возможности и повышая конкурентоспособность. Существенно меняется роль государственного управления. На первый план выдвигаются проблемы государственного регулирова-ния общественных процессов, «расширения степени свободы и горизонта возможностей для каждого гражданина3». Приоритетным направлением деятельности органов власти и управления становится создание условий для самореализации личности, актуализации ее деятельности в общественных интересах с
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Российская газета (Федеральный выпуск). 2009. 13 ноября. № 5038.
2 См.: Россия XXI: образ желаемого завтра: доклад. 2010. 3 февраля / А. Гольц Е. Гонтмахер, Л. Григорьев, С. Кулик, Б. Макаренко, Н. Масленников, С. Плаксин, А. Рубцов, Е. Шаталова, И. Юргенс. М., 2010 // ИНСОР.1ЖЕ.С.16.
3 См.: там же. С. 19.
20
делетты, в частности, направления, касающиеся вопросов: гармоничного сочетания прав и свобод с ответственностью взаимодействующих сторон перед обществом, формирование культуры сотрудничества на основе принципов партнерства, развитие общественного контроля в процессах взаимодействия и др.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Диссертационное исследование опирается на разработки, концепции, теории и гипотезы, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых.
Особое внимание уделялось деятельностной теории социальных систем (М. Арчер, П. Штомпка, А. Этциони,), теории социальных взаимодействий (П. Бурдье, Р. Бейле, М. Вебер, Э. Гидденс, И. Гофман, Г. Зиммель, Т. Парсонс, П. Сорокин, Дж. Хомане и др.), теории социальных институтов (П. Бергер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Н. Луман, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Сорокин, С.С. Фролов и др.), теории коммуникативного действия (Ю. Хабермас), теории информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, М. Маклюэн, Э. Тоффлер), теории диссипативных структур (И. 11ригожин), теории социального обмена (П. Блау, Г. Хомане), теории конструирования социальной реальности (П. Бергер, Т. Лукман), теории изменений (Ы. Луман, К. Майнцер) и др. Применялись методы системного (A.A. Богданов, Л. Берталанфи, К. Боулдинг), сравнительного (М. Дюверже, С. Верба,
A.IO. Мсльвиль, М.В. Ильин), структурно-функционального (Т. Парсонс, Р. Мертон) анализа, комплекс методов социологических исследований для сбора эмпирических данных, метод анализа документов и официальных порталов органов государственной власти, моделирования и прогнозирования. Исследование основывалось па общих принципах научности, объективности, связи с практикой.
Источниковую базу диссертации составили положения Конституции Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты, касающиеся вопросов государственной службы и направлений ее реформирования и разви-
21
тия, формирования гражданского общества и его институтов. Важнейшие из них — федеральные конституционные законы: «О референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», федеральные законы: «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «Об Общественной палате в Российской Федерации», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др., Федеральная программа реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации на 2009-2013 гг., послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Эмпирическая база. Диссертантом были использованы результаты социологических исследований, в том числе проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации, в которых автор принимал непосредственное участие:
• «Актуальные проблемы взаимодействия государственных органов власти и управления и институтов гражданского общества в Российской Федерации» (сентябрь 2010 г.) Опрошено 129 экспертов. Индекс в диссертации: ЛПВГиГО-Ю.
• «Духовно-нравственные проблемы государственной службы Российской Федерации» (октябре — ноябре 2009 г). Социологический опрос проведен в 23 субъектах Российской Федерации всех федеральных округов; всего опрошено 1 270 респондентов из числа населения; в экспертном опросе участвовали 197 экспертов. Руководитель проекта д.с.п., профессор А.И. Турчинов, руководитель исследования д.с.н., профессор К.О. Магомедов. Индекс: ДНПГС-09.
• «Актуальные проблемы государственной гражданской службы в современной России» (январь 2009 г.). Опрошено 218 экспертов из числа компетентных государственных служащих высокого ранга, представляющих федеральные и региональные органы государственной власти и управления. Руково-