Ви є тут

Социализация молодежи в условиях трансформации современного российского общества: региональный аспект : на материалах Томской и Кемеровской областей

Автор: 
Орлова Вера Вениаминовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
302969
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА------------------------------- ..------- 16
1.1. Место молодежи в социальной структуре современного российского общества.16
1.2. Содержание понятия «социализация».......................................42
1.3. Методы и техника исследования социализации молодежи.....................68
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА............................... 86
2.1. Влияние природно-географической среды на процесс социализации молодежи..86
2.2. Экономические, социальные и политические условия и факторы социализации молодежи.. 120
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.......................................................... 155
3.1. Место семьи в процессе социализации молодежи...........................155
3.2. Образовательные учебные заведения и их роль в социализации молодежи....180
3.3. СМИ в системе социализации молодежи....................................210
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК МОЛОДЕЖИ...................237
4.1. Социальная характеристика современной молодежи.........................237
4.2. Ценности и ценностные ориентации.......................................262
4.3. Духовно-нравственный облик современной молодежи........................288
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................ ....................-...............303
ЛИТЕРАТУРА..............-и 314
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................... 340
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность, диссертационного исследования. Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, затронули все его социальные группы. Одним из крупных социально-демографических образований является молодежь. Занимая важное место в социальной структуре общества, она выполняет функцию смены поколений, выступает главным ресурсом социума, принимает непосредственное участие в воспроизводстве его социального потенциала. Она -основной носитель инновационной составляющей развития страны. Энергия, свободный дух, стремление к новизне - неотъемлемые черты современного поколения молодежи. Приобщаясь к новым знаниям, воспринимая и развивая опыт предшествующих поколений, молодежь выступает одновременно объектом и субъектом социализации. В процессе социализации молодые люди включаются в жизнь общества, становятся неотъемлемой его частью.
Переход российского общества к новой формации сопровождается глубокими сдвигами в системе условий и факторов социализации молодежи, усиливая процесс социальной дифференциации, раскол в среде молодого поколения. Произошли существенные изменения в формах, содержании, механизмах социокультурной преемственности, в процессах самореализации, самоутверждения. Обострились проблемы качества получаемого образования, трудоустройства, социальной незащищенности, обеспечения личной безопасности молодых людей. В среде молодежи все большее распространение получают алкоголизм, наркомания, участились случаи проявления национальной нетерпимости, расизма, экстремизма.
Наблюдается снижение роли государства, в процессе воспитания молодежи. Институт образования, высшая школа, традиционно игравшие важную роль в социализации молодежи, в последние десятилетия снизили свои воспитательные функции. Содержание печатных изданий, электронных ресурсов (СМИ) в большей части составляет информация негативного характера (насилие, взрывы, пожары
и др.).
Проблема социализации во многом связана с особенностями экономического,
многообразием ценностей и ценностных ориентаций, отражающих многообразие, общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии, общественного идеала и общенациональной идеи.
Изучением и обсуждением молодежных проблем занимаются ученые социологи из разных стран (России, Швеции, Германии, Китая, др.) на международном уровне. Так, на XVII Всемирном социологическом конгрессе (11-17 июля 2010 г., Гетеборг (Швеция)1 участники обсуждали вопросы взаимодействия различных социальных групп в условиях процесса глобализации. В октябре 2008 г. в Петербурге Конференция молодежи государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС: РФ, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан) была посвящена обсуждению аспектов социокультурной деятельности молодежи, проблем социальной защищенности студентов и реализации компетентностного подхода в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Рассмотрение молодежи как социально-демографической группы и анализ длительности периода «молодости» для различных социальных групп показывают, что каждая социальная группа определяется ее местом в социально-статусной структуре общества: чем сложнее сфера профессиональной деятельности фазы «молодости», чем выше статус социальной группы, тем продолжительнее эта фаза.
Среди социологов и демографов более трех десятилетий продолжаются дискуссии по поводу определения понятия «молодежь» как возрастной когорты и возрастных границ для этой социально-возрастной группы населения. Уточним, под возрастными когортами понимаются выделяемые в социокультурной традиции данного социума стадии жизни, этапы жизненного цикла личности, с которыми ассоциируется определенный круг деятельности, занятий, статусов, социальных ролей. Возраст выступает одним из существенных признаков, позволяющих отнести
образовательный аспекты (отчет о всероссийском социологическом исследовании) / Л.Л. Гегель, В.И. Зубков, Г.Г. Николаев. - М.: ООО Изд-во «Парадиз», 2008. - С. 12; Молодежь и инновационное развитие России. Научная конференция. Москва, 13 ноября 2008 года. Доклады и материалы. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008. — 184 с.
Russian Sociology on the Move / Ed. by V.A. Mansurov. - Moscow: RSS. ISBN 978-5-904804-01-5.
Сборник статей подготовлен к XVII Всемирному социологичекому конгрессу (11-17 июля 2010 г., Гетеборг (Швеция).
2 Студенчество стран ШОС: социокультурное измерение: коллективная монография / [Под общ. ред. Ю. Р. Вишневского]. Екатеринбург: УГТУ -УПИ, 2009. 288 с.
36
молодежь к особой социально-демографической группе общества. Вот что по этому поводу отмечают известные ученые В.И. Затеев, И.И. Осинский: «Дифференциация по возрасту является основой для выделения молодежи в особую демографическую группу. Возраст - один из существенных признаков молодежи, влияющий на многие ее черты и свойства».1 Жизнь возрастной группы организуется и протекает в* соответствии с культурными образцами и социальными ролями, которые регулируют ее поведение. Со своей стороны, каждая такая группа на разных этапах существования осуществляет отбор социокультурных форм жизнедеятельности в данном обществе.
Возрастные границы периода «молодости» достаточно подвижны и во многом социально обусловлены. В различных сферах жизнедеятельности молодого человека в обществе как нижняя; так и верхняя границы молодежного возраста определяются неодинаково, и сам этот период имеет разную временную длительность. Нижняя граница в современной ювенологии устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому развитию, становлению
устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, ее самоопределению в мире. Верхняя граница связана с «социальным взрослением», которое характеризуется тем, что человек приобретает право свободы выбора и принятия самостоятельных решений, а также всей полноты ответственности за результаты своего выбора и действий по его осуществлению.
Рамки длительности периода «молодости» в значительной степени зависят от объективных социальных условий и факторов общества. Экономика выступает одним из определяющих объективных факторов для установления возрастных границ молодежи с позиций предоставления ей условий для социально-экономической самореализации. Уровень экономического развития страны влияет на достижение определенного социально-профессионального статуса молодежи, а также на возможность осуществления процесса социализации, самоопределения не только в экономической, но и в других сферах жизнедеятельности. Экономические возможности общества определяют уровень поддержки различных социальных
1 Затеев В.В., Осинский И.И. Студенты 90-х: Социальные и нравственные основы жизнедеятельности / В.В. Затсев, И.И. Осинский. - Улан-Удо, 1997. - С. 9.