Ви є тут

Воспроизводство этногенеза в локальных сообществах: теоретическая модель и российские институциональные практики

Автор: 
Барбашин Максим Юрьевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303111
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................... 4
Глава 1. Этногенез в локальных сообществах: теоретические, методологические и методические проблемы социологического исследования..................................................... 36
1.1 Этногенез в локальных сообществах как предмет социологического исследования........................... 38
1.2 Эгногенез в локальных сообществах: методологические
и методические проблемы социологического исследования 66
1.3 Методологический конструкт социологического исследования этногенеза в локальных сообществах...................... 84
Глава 2. Теоретическая модель институционального воспроизводства этногенеза в локальных сообществах.............. 107
2.1 Структурные и конвенциональные основы институционального воспроизводства этногенеза в локальных сообществах..... 108
2.2 Институциональное воспроизводство этногенеза: социальное значение процессов этнодифференциации и этноинтеграции .... 130
2.3 Институциональный распад: этнодифференцирующий фактор воспроизводства этногенеза в локальных сообществах..... 151
Глава 3. Институциональное воспроизводство этногенеза в локальных сообществах в России................................ 181
3.1 Институциональное воспроизводство этногенеза
в модернизирующемся российском социуме.................. 182
3.2 Этногенез в локальных российских сообществах: институциональное воспроизводство и трансмиссия этноидентичности....................................... 207
3.3 Институциональный распад: этнодифференцирующий фактор воспроизводства этногенеза в локальных трансформирующихся российских сообществах................................. 244
2
Глава 4. Этногенез в локальных сообществах на Юге России: социально-региональное измерение институционального воспроизводства................................................... 275
4.1 Институциональное воспроизводство этногенеза
в традиционных локальных сообществах на Юге России......... 277
4.2 Этногенез в локальных сообществах на Юге России в условиях транзитивных социальных трансформаций: институциональное воспроизводство и трансмиссия этноидентичности................. 300
4.3 Институциональный распад: этнодифференцирующий фактор воспроизводства этногенеза в локальных традиционных сообществах на Юге России...................................... 329
Заключение........................................................ 360
Список использованной литературы.................................. 368
Приложение 1. Распределение ответов экспертов..................... 417
Приложение 2. Методический инструментарий социологического
исследования...................................................... 420
Приложение 3. Анкета социологического исследования................ 422
11риложение 4. Анкета экспертного интервью........................ 427
3
активности примерно в течение тысячелетия. Инерционная энергия этноса, наподобие энергии механических предметов, двигающихся по наклонной плоскости, постепенно угасает и либо полностью растворяется в других этногруппах, либо этнос погибает в результате природных или социальных катастроф. По мнению Л.Н. Гумилева, «этнос - это коллектив, отличающийся от других этносов стереотипом поведения и противопоставляющий себя всем другим»63.
Наиболее последовательным вариантом примордиализма являются его этногенетические направления. Их методологической основой послужило распространенное в XIX в. представление ученых (к примеру, А. Гобино64) о том, что почти все социальные дефекты общества являются результатом неудачных межэтнических и межрасовых смешений, которые приводят к генетическим нарушениям. Активное развитие этногенетических исследований влияния биологической наследственности на формирование идентичности началось в первой половине XX в.65
Этногенетика, смыкаясь с генетической палеонтологией и бихевиоралыюй генетикой, стремилась определить гены, влияющие на формирование этносамосознания. Несмотря на серьезное идеологическое сопротивление генетическим исследованиям в Советском Союзе66, к началу XXI в. уже никто не отрицает важность генетических факторов в проведении не только антропометрических исследований (в частности, выяснения закономерностей в распределении групп крови среди населения), но и в этногенезе. Исследователи6 обнаружили генетические различия между этногруппами: есть наблюдения, что если пересечь Евразию с Востока на Запад, то существенно сокращается число людей со второй группой крови,
1,1 Гумилев Л.Н География этноса в исторический период. Л.: АН СССР, Географическое общество СССР, 1990. С. 51.
64 Тексты по истории социологии XIX- XX вв. М.: Наука. 1994. С. 329-347.
65 Слезким Ю Н Марр Я. и национальные корни советской этногенстики // НЛО. 1999. № 36. С. 48 - 82.
66 Юсова Н. Первое совещание по вопросам этногенеза и создание специальной комиссии по проблематике происхождения народов в контексте актуализации этногенетических исследований в СССР (конец 1930-х гг.)// Проблемы славяноведения. 2007. №9. С. 95 - 113.
67 Круп Л.Н. Очерки о генетике поведения. Новосибирск: Изд-во НГ*У, 1978.
41
которая могла быть «занесена» монгольским нашествием. Поэтому межэтнические отличия можно описать не только в количественном отношении, но и в качественном - в виде генетических дистанций между мсгапопуляциями крупных этносов или степени «растворения» генов одних этносов в других. Как указывают этногенетики68, родство между автохтонными популяциями в региональных границах довольно велико, тогда как этносы, живущие на разных континентах, генетически весьма удалены друг от друга.
Этногенетические исследования69 показали, что этногенез не продуцируется только общим генетическим прошлым. По мнению П.Л. Ван ден Берге70, этнофактором можно манипулировать, но его нельзя создавать. Указывая, что выживание этногруппы, степень проявления чувства этноидентичности, стремление к доминированию и этноцентризм зависят от генетической однородности группы, ученый объясняет этногенез генетической предрасположенностью индивида к непотизму.
Одним из современных приверженцев этногенетики является С. Холл, сформулировавший «биогенетический закон»71. Британский ученый, на которого оказали влияние труды Ч. Дарвина, указывая, что генетическая структура устанавливает границы диапазона вариаций, в пределах которого действует организм, обладающий таким генетическим кодом, считает, что этногенез происходит в соответствии с правилами биологической эволюции. Однако, как указывает С. Холл, эволюция отбирает для выживания либо гены, либо отдельные организмы, но не группы.
К недостаткам примордиализма относят тот факт, что нримордиализм часто используется этнонационапистами в субъективизации прав отдельных этносов. Один из лидеров татарского национализма в 1990-е гг. P.C. Хакимов неоднократно подчеркивал, что в правах человека должна присутствовать
Cavalli-Sforza L. L. Genes, Peoples and Languages. New York: North Point Press, 2000.
69 Плотникова В.А. Совещание по методологии этногенетических исследований в свете сталинского учения о нации и языке// Вопросы языкознания. 1952. № I. С. 160.
^ Van den Berghe Р L. The Ethnic Phenomenon. New York: Elsevier, 1981.
71 Hall G.S. Adolescence. New York: Appleton. 1994.
42