Оглавление
Введение......................................................................1
Глава I. Традиция шведского жилого дома.....................................24
Глава II. Западноевропейские художественные процессы второй половины XIX в., и их влияние на формирование жилой среды в рамках шведского национального
романтизма...................................................................41
Глава III. Культура жилого дома в Швеции в к. XIX - н. XX вв. Национальные
егилеобразующие тенденции....................................................65
Глава IV. «Маленькая хижина». Новаторство и традиционность
«стиля Ларссона»............................................................122
Заключение..................................................................153
Библиография................................................................159
Приложения..................................................................167
Введение
Художественная культура Швеции второй половины XIX - начала XX вв. развивалась в тесной связи с западноевропейскими культурными процессами. Вдохновленные очарованием родной природы живописцы, вернувшиеся из учебных поездок по Франции и Италии, пишуг шведские ландшафты и полотна на темы истории и мифологии своей страны в духе и стилистике новых европейских веяний. На рубеже веков некоторые из них, соскучившись по шведскому образу жизни, строят свои дома в традиционном скандинавском духе. Ученые-этнографы отправляются в сельские районы, чтобы исследовать и сохранить уникальные памятники деревянного зодчества. Архитекторы в своей работе основываются на стилистике древнескандинавского искусства. Складываются научные и творческие союзы, общества, ставящие своей целью сохранить традиционные культуру и искусство древней Швеции, содействовать их изучению и новому восприятию на основе идей национального романтизма.
Большинство российских и шведских исследователей соглашается с тем, что наиболее ярко национальный романтизм в шведской художественной культуре рубежа XIX и XX вв. проявился в архитектуре в период 1890 - 1910-е гг.1 В то же время декоративно-прикладное искусство и затем дизайн в Швеции в конце XIX - начале XX вв. пережили две волны национального романтизма: 1870-е гг. - 1895 г. и 1905 - 1920 гг. С 1895 г. по 1905 г. шведская художественная культура больше тяготела к западноевропейскому модерну (по немецкому образцу в Швеции это направление называют югендстплем). Однако следует заметить, что оба направления - и национальный романтизм, и югенд развивались в стране параллельно и часто в тесном переплетении, при этом чаще всего временные рамкп шведского югенда определяются периодом 1895 - конец 1910-х гг.2
Наибольшее значение для развития шведской художественной культуры имели процессы, происходившие в данный период (вторая половина XIX -
1
Новый взгляд на архитектуру национального романтизма был высказан в книге Ульфа Линдта (Ulf I.ind) Anteckningar от Schweizerstilen («Заметки о швейцарском стиле») 1959 г. издания30.
В 1972 г. Э. Нурдин в работе Träbyggande under 1800-talet. Debatt och verkligheten («Деревянное строительство в XIX в. Полемика и действительность»)51 оценивает идеологические и практические обоснования деревянного домостроительства второй половины XIX - начала XX в.
В конце 1970-х гг. вышло значительное число работ, посвященных строительству в целом и отдельным памятникам определенных областей Швеции XIX - XX вв. Большинство из них вышли под эгидой программы по сохранению культурного наследия страны и представляют собой скорее описательные исторические заметки с аккуратным перечислением всех хозяев зданий, истории их рода и возникновения дома. Но среди них есть полноценные научные работы, которые построены на сравнении научного материала и содержат анализ архитектуры исследуемого здесь периода. Среди таких работ книга Э. Росендер (Eva Kosender) Dalarö cn kulturhistoriskt bebyggelseutredning («Историко-культурное исследование архитектуры Даларё»)52.
Наиболее серьезное исследование архитектуры и виллостроитсльства конца ХТХ - первой четверти XX в. принадлежит Элисабет Ставснов-Хидемарк (Blisabet Stavenow-Hidemark). В первую очередь, речь идет о ее диссертации Villabcbyggelse i Sverige under 1900 - 1925 («Виллостроительство в Швеции в 1900 - 1925 гг.»)5:> Она рассказывает об идейно-исторических и стилистических предпосылках появления вилл как формы строительства для постоянного проживания. Работа повествует об истории возникновения национального романтизма в теоретическом и практическом аспекте. В ней также представлены вес основные стилистические влияния на шведскую архитектуру периода, в том числе иностранные. Ее же работа Svensk jugend («Шведский югеид»),54 в основном посвященная декоративно-прикладному
15
искусству шведского модерна, также представляет интерес в связи с заданной темой как одно из немногих исследований направления.
Заслуживает внимания и книга 1978 г. Тома Коллинза (Tom Collins) Byggnadstradition I Stockholms skärgärd55 («Традиция строительства в стокгольмских шхерах») Она повествует о виллах, расположенных в Стокгольмских шхерах как о народной традиции. Большое внимание в этой работе отводится месторасположению вилл. В том же году вышла книга Г. Фрик (Gunnila Frick) Svenska Slöjdförcningen och konstindustrin före 1905 («Шведский художественно-промышленный союз и художественная промышленность до 1905 г.») о культурных процессах, связанных с возникновением и развитием Шведского художественно-промышленного союза (с 1976 г. носит название Svensk Form), который впоследствии стал главным органом декоративно-прикладного искусства, а позже дизайна в Швеции. В книге приводится обзор основных терминов, которыми оперируют шведские исследователи декоративно-прикладного искусства и культуры жилища. Эго очень важно, поскольку шведская терминология сильно отличается от русской, в ней отражено большое количество различных национальных нюансов.
Среди многочисленных исследований, появившихся в 1980-е гг. особое значение в контексте данного исследования имеют работы А.-К. Пиль-Атмер (Arm Katrin Pihl Atmer) Sommamöjet i skärgärden: sommarbebyggelse 1 Stockholms inre skärgärd 1860 - 1915 («Летний отдых в шхерах: летнее строительство во внутренних стокгольмских шхерах 1860 - 1915»)56 и Бу Грандиена (Во Grandien) Rönndruvans glöd («Жар черноплодной рябины»)57. Первая монография представляет собой очень серьезное обстоятельное исследование культуры летних вилл вокруг Стокгольма. Но, надо заметить, что работа выходит за рамки заданной темы и рассказывает также о некоторых особенностях виллостроительстна в других районах Швеции, а также в Карелии, Финляндии. Помимо иегорического экскурса, в работе представлен
16
- Київ+380960830922