Ви є тут

Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система

Автор: 
Сверлова, Елена Леонидовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172748
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение......................................................................3
Степень изученности проблемы.................................................10
Глава I Философско-эстетический аспект проблемы смерти
1. Отношение к смерти в различных культурах..................................25
2. Проблема смерти в русской народной культуре...............................33
Глава II. Погребальный обряд русских Саратовского Поволжья...................42
1. Структура погребального ритуала...........................................45
Приготовление в последний путь............................................46
Последний путь............................................................48
Поминовение...............................................................50
2. Символика погребального обряда............................................52
3. Музыкальное наполнение обряда.............................................56
4. Тематическая характеристика поэтических текстов погребальных духовных стихов.......................................................................60
5. Истоки функциональной принадлежности ДС к погребальному обрядовому комплексу....................................................................64
Глава III. Стилистическая открытость погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как синтез песенных жанровых традиций...............................70
1. Проявление стилистической неоднородности в поэтических текстах погребальных духовных стихов..............................................................93
2. Типологические свойства музыкальной системы погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья
2.1 .Типология ритмической организации.......................................97
2.2. Звуковысотные параметры интонирования..................................113
2.3.Типология композиционной организации....................................129
3.Стилевые особенности исполнения погребальных духовных стихов..............136
Заключение..................................................................139
Литература................................................................ 146
Примечания..................................................................158
Нотное приложение № 1.......................................................159
Потное приложение Л'2 2 (Сто погребальных духовных стихов)..................161
2
ВВЕДЕНИЕ
А ктуальпость исследования. Народное духовное певческое искусство вес чаще становится предметом изучения отечественной фольклористики. Значительный интерес приобретают некогда «запретные», а потому малоизученные жанры, в числе которых погребальные духовные стихи.
Однако их значение и смысл не легко открываются современному человеку. Жанр погребального духовного стиха стоит особняком как от традиционного фольклора, так и от культовой духовной музыки, представляя собой особый пласт устного народного творчества. До сих пор мы не имеем исследований, рассмотревших данную тему с позиций современного научного музыкознания.
Автором представленной диссертации на протяжении двух десятков лет проводилась работа по аудио- и видеозаписям фольклора, в том числе и музыки погребального обряда, что дало возможность выявить жанровые и стилистические особенности погребальных духовных стихов, их национальное своеобразие.
Предшествующие этнографические описания погребального обряда не выработали единого подхода к изучению его типологии. Даже современные исследования погребальной обрядности не являются комплексными, в них ставятся и решаются проблемы вне анализа музыкально-поэтического аспекта обряда; нет сопоставления с типологическими особенностями музыкальных и поэтических текстов, входящих в погребальный обряд. При современном состоянии изученности погребального обряда в пределах всего национального материала особое значение приобретает региональное исследование.
Решению перечисленных актуальных проблем посвящается данная работа, представляющая собой опыт типологического рассмотрения региональной песенной погребальной традиции. Кроме того,
3
вопросы анализа музыкально-поэтического аспекта обряда, типологических особенностей музыкальных и поэтических текстов, входящих в погребальный обрядовый комплекс.
В этой связи в диссертации предпринята попытка разработать перечисленные актуальные проблемы похоронной обрядности на примере типологического исследования региональной песенной погребальной традиции Саратовского Поволжья.
25
Глава I Философско-эстетический аспект проблемы смерти.
1.1. Отношение к смерти в различных культурах.
Предлагаемый аспект позволяет проследить взаимосвязь формирования человеческого самосознания и изменения отношения человека к главной проблеме жизни - к смерти, осознание которой в разных культурных формациях напрямую связано с процессом
формированием погребального обрядового комплекса.
Со времен Платона и до наших дней проблема смерти является одной из центральных тем философии, представляя собой
неисчерпаемый источник построения всевозможных концепций. Как отмечает современный исследователь проблемы Ю.В. Хен, «за этот период истории много было сказано как о самой смерти, так и о ее значении для самоопределения человека. Например, что смерть не имеет отношения к нам (Эпикур), что, возможно, смерть лучше жизни (Сократ), что смерть есть освобождение души от тела (Платон), что в бесконечной вселенной смерть невозможна (Дж. Бруно), что к смерти надо готовиться заранее в надежде на будущую жизнь (Паскаль), что ни одно живое существо не погибает окончательно, оно лишь превращается (Лейбниц), что смерть есть истинная цель жизни (Шопенгауэр), что жизнь - это бытие к смерти (Хайдеггер), что человек и смертный -синонимы (Вл. Соловьев) и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности»[131, С.63].
Все аспекты отношение человека к смерти отличается
амбивалентностью. Смерть в жизни человека - это настолько значимое, таинственное и травмирующее событие, что восприятие его не может быть однозначным. Так, умерший - это и оберегающий членов рода иращур-покровитель, и, одновременно, вредоносный мертвец, который может мстить живым. Такое отношение формирует двойственность функций захоронения: с одной стороны, это изоляция покойника,
26