Ви є тут

Деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ на рубеже XIX-XX веков

Автор: 
Брандобовская Лолита Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172852
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление.
Введение............................................................. 3
• Глава I. Вятское церковно-певческое Общество.
§ 1. История духовной культуры Вятки. Развитие Архиерейского хора
как ведущего хорового коллектива региона............................ 13
§ 2. Предпосылки возникновения ВЦПО. Организаторы Общества............35
§ 3. Основные этапы деятельности ВЦПО. Роль Общества в развитии
духовной музыкальной культуры Вятки.............................. 61
Глава II. Вятское музыкальное Общество.
§ 1. Предпосылки возникновения Вятского музыкального Общества.
Музыкально-концертная жизнь в Вятке.............................. 92
§ 2. Формирование Общества, его организаторы. Значение
• Вятскогомузыкального Общества для развития музыкальной
культуры региона.................................................100
§ 3. Открытие Вятского отделения ИРМО. Музыкальные классы.......... 106
Глава III. Алексей Алексеевич Игнатьев (1879-1937).
Очерк жизни и деятельности в г. Вятке............................... 123
Заключение.......................................................... 143
Литература.......................................................... 146
Приложение I
• Персоналия музыкальных деятелей Вятки............................... 166
Приложение II
Хроника культурной жизни Вятки с 1900-1917 гг....................... 178
Приложение III
Устав Вятского музыкального Общества................................ 215
Приложение IV
Заявление учредителей ВЦПО Вятскому' губернатору.................... 218
Приложение V
Устав Вятского церковно-певческого Общества......................... 219

Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества
Д. СЛихачев
Введение.
В последние годы значительно возрос интерес к краеведению. И это вполне закономерно: человек не может и не должен жить с ощущением «разорванной связи времен». Прошлое, в особенности история родного города, области, края, дает ощущение устойчивости и надежности, дарит исследователю личную сопричастность событиям и людям прошлых столетий, а дерзания, поиски предков становятся для заинтересованных современников и бесценным опытом, и мудрым предостережением. К таким исследованиям принадлежит и предлагаемая диссертационная работа. В ней рассматривается музыкальная культура Вятки начала XX века сквозь призму деятельности Вятского музыкального и церковно-певческого Общества.
Город Вятка был основан в 1374 году новгородцами на берегу реки Вятки при впадении в неё речки Хлыновицы. Речка дала название построенному в XV веке Кремлю - Хлынову. Население города составляли немногочис-ленные бояре, купцы, ремесленники, православное духовенство и крестьяне. Первоначально Вятская земля была независимой республикой, а в 1489 году вошла в состав Московского государства.
Это был аграрный край, где развивались художественные промыслы, ремесленное производство и торговля. В XVI веке Хлынов был самым крупным городом на северо-востоке России. В середине XVII века в нем были построены винокуренный и колокололитейный заводы. Во второй половине XVII века возникло крупное производство кирпича, что
22
образование в Москве: уроки фортепиано вел известный педагог, пианист
А.Н. Виллуан, а соучениками по курсу композиции были братья Антон и Николай Рубинштейны.
Десять лет Н.Д. Дмитриев прожил в Москве, часто выступая с концертами. В 40-50-х годах он приобрел большую известность как пианист, совершая концертные поездки по всей России. Его признавали одним из лучших пианистов своего времени, сравнивая даже с великим Антоном Рубинштейном. В последующие годы жизнь Н.Д. Дмитриева протекала в разных городах (Харькове, Казани, Вятке, Таганроге). Но где бы Николай Дмитриевич ни жил, он везде старался быть в числе активных деятелей » общественной и музыкальной жизни. Так, в Казани Николай Дмитриевич
находился среди активистов кружка любителей музыки, участвовал в открытии казанского отделения ИРМО. Постепенно усиление интереса Дмитриева к церковному пению, духовной хоровой музыке, а личное знакомство со С.В. Смоленским лишь утвердило его в новой музыкальной деятельности.
В 1874 году Н.Д. Дмитриев переехал в Вятку и был назначен чиновником Вятского Окружного суда, проработав в этой должности одиннадцать лет. С приездом Николая Дмитриевича музыкальная жизнь города заметно оживилась. В марте 1876 года в зале Благородного собрания музыкант дал концерт с архиерейским хором. Проводились и сольные концерты Н.Д. Дмитриева. Постоянной и весьма плодотворной была помощь молодым музыкантам - педагогический авторитет Николая Дмитриевича был весьма велик. В 1882 году он стал одним из инициаторов открытия в Вятке ш музыкального кружка и участником многочисленных музыкальных вечеров.
Наследие композитора насчитывает более 100 романсов (издано свыше 50) на стихи М.Лермонтова, А.Пушкина, А.Фета и др. Эти романсы в те годы
23
пользовались популярностью, а некоторые наиболее удачные пела, по признанию современников, вся Россия. Среди сочинений было много фортепианной музыки в жанре инструментальной миниатюры. Духовно-
«
музыкальное творчество Н.Д. Дмитриева пришлось, в основном, на вятский период жизни (1874-1885), и поэтому распространение сочинений ограничилось пределами Вятской и Пермской епархий, хотя и после смерти автора они долго еще исполнялись Вятским архиерейским хором. В архиве этого коллектива имелась литографированная партитура шести духовномузыкальных произведений Н.Д. Дмитриева, но им было создано, несомненно, гораздо больше сочинений. Сам факт литографирования, » причем с фортепианным сопровождением, свидетельствует о том, что хоры
пользовались большой популярностью и были востребованы. Наличие фортепианной партии выгодно отличало издание от многих других аналогичных публикаций того времени. Это было значительным шагом вперед, так как значимость фортепианного сопровождения при разучивании духовно-музыкального сочинения в провинции еще признавалась редко. Сочинения Н.Д. Дмитриева написаны под влиянием стиля Д. Бортнянского, рассчитаны на небольшой профессиональный хор и доступны для
»
исполнения не только городскими, но и крепкими сельскими хорами.
Вятский архиерейский хор был исполнителем духовных сочинений и другого композитора - А.Е. Космачсвского. Анатолий Елевфериевич родился в 1843 году в Могилевской губернии в семье дьякона. В 1865 году он закончил Могилевскую духовную семинарию по второму разряду и сразу же начал музыкальную деятельность в Могилёвском архиерейском хоре. По ш окончании семинарии Анатолий Елевфериевич был послан для обучения
пению в Придворную певческую капеллу. Завершив музыкальное образование, А.Е. Космачевский в 1866 году вернулся в Могилев и в течение