ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Технологии в полиграфии, их возникновение и
роль в художественно-образной выразительности объектов графического дизайна...................................... 18
; 1.1. Историческое развитие форм печати.
Дорастровый этап.................................... 18
1.2. Растровый этап в допечатной подготовке полиграфической продукции и его значение в развитии художественно-образной выразительности
в графическом дизайне............................... 47
Глава 2. Становление полиграфической промышленности
как основы возникновения графического дизайна........... 60
2.1. Появление в полиграфических технологиях новых художественно-графических средств....................... 60
2.2. Возникновение цифровых технологий в полиграфической промышленности................................... 86
Глава 3. Перспективные направления современных технологий цветоделения в развитии художественно-образной выразительности объектов фафического дизайна..................................... 106
3.1. Основные направления перспективного развития растровых и цифровых технологий в допечатной подготовке объектов графического дизайна................. 106
3.2. Задачи формирования навыков в допечагной подготовке при обучении специалистов
в области графического дизайна......................127
Заключение....................................................... 142
Список использованной литературы................................. 146
Приложение....................................................... 155
ВВЕДЕНИЕ
Полиграфия, являясь одной из наиболее развивающихся в современном информационном мире отраслей, использует в своих технологиях последние достижения электроники, вычислительной техники, автоматики, физики, химии и других наук. Элементом ее структуры является и дизайн, и другие виды искусства. На протяжении своего многовекового существования она постоянно впитывала и интегрировала для своих внутренних целей все новые достижения общественного разви тия, и исторически была тесно связана с развитием художественной культуры. Об историческом развитии полиграфических технологий рассказывают многие исследователи. Из трудов российских ученых необходимо отметить фундаментальную работу М. И Щелкунова «История, техника, искусство книгопечатания», опубликованную еще в 1926 году. Большой вклад в науку истории книгопечатания, прежде всего отечественного, внес доктор исторических наук Е. Л. Немировский, написавший целый ряд трудов по истории книгоиздания и полиграфии. Интереснейшие, глубокие по содержанию публикации, насыщенные огромным количеством уникальных материалов по истории мировой полиграфии, опубликовал Б. П. Самородов. Множество трудов (В. Каплин, Т. Макилрой, Ю. Кузнецов, В. Тихонов, М. Дреер, А. Ласкин, А.Шадрин, А. Френкель, П. Абакаиов, А. Грибунин, Ф. Брассуэлл, П. Минин) посвящено истории развития способов печати, но вопрос влияния полиграфических технологий на художественно-образную выразительность тиражируемого произведения и его соответствия графическому оригиналу в области искусствоведения оставался без должного внимания.
Основная задача, которую решают в настоящее время полиграфические технологии, - это достижение высококачественной печати цветных изображений не только максимально приближающих воспроизведение цвета к оригиналу, но и рождающих новые художественно-образные возможности , благодаря развитию и использованию современных цифровых
14
ловек, а человеческий фактор - это основной параметр, учитывая который можно создать графическое произведение..
Выяснение влияния цветоделения на качество и глубину художественного образа и исследование методов максимального приближения оригинала- макета к его полиграфическому исполнению становится одним из актуальных направлений этапе развития современного графичег ского дизайна..
Таким образом, опираясь на теоретические исследования и богатый-практический опыт использования различных технологий в тиражировании произведений графического дизайна, можно проследить, каким образом эволюция технологий цветоделения в полиграфической промышленности проецировалась на развитие основных композиционных, эстетических, художественно-образных принципов графического дизайна.
Опираясь на: вышеизложенное, можно-в итоге:определить основную: проблему данного исследования, методы и средства, ее: анализа. Взаимосвязь развития технологий цветоделения с графическим дизайном’и влияние современных технологий растрирования; на-художественный образ в графическом дизайне можно анализировать с помощью-искусствоведческого подхода к исследованию возникновения и развития цветоделения в полиграфии. В этом случае возможно определить соответствие художественного образа в графическом дизайне его полиграфическому воспроизведению на основе эволюции цветоделительных технологий и произвести постановку задач в определении методов формирования основных средств дизайн-проектирования и навыков реализации их в профессиональной деятельности специалистов по допечагной подготовке полиграфической-продукции..
Поставлениая цель может быть достигнута при решении следующих задач:
- исследование исторически сложившиеся направления дорастро-вого, растрового и цифрового этапов развития цветоделения как факторов
15
влияния на совершенствование основополагающих принципов графического дизайна;.
- определение значения возникновения фототсхпологий для: становления принципов растрирования, и их влияние на изменение композиционных принципов графического дизайна;
- анализ специфики использования высокой, плоской и глубокой печати и трансформации, понятия графической точки в понятие растра в дизайне;.' •
- проведение сопоставительного анализа функциональных,, технологических ш формообразующих принципов-в развитии цветоделения и* исследование их влияния*на изменение художественного образа объектов графического дизайна;
- рассмотрение эволюции формообразования регулярного и нерегулярного растра и пикселя^ в передаче полутоновою изображения для рас-. ширениякомпозиционных приемов графического дизайна;
- выявление перспектив^ развития формообразующих принципов: растровых технологий и- их роли в формировании основных представлений по цветоделению у дизайнеров-графи ков; .
- разработка проектной методики формирования навыков допечат-ной обработки объектов графического дизайна и определение роли дизайнера в процессах оцифровки, обработки и верстки полиграфической продукции.
Границы диссертационною исследования определяются временными; рамками - от XIV до XXI вв; и охватывают период становления и развития?’ техники гравирования изображения; возникновения тиражирования, появления растрирования и влияния растра на совершенствование цветоделительных технологий. Рассматриваются объекты полиграфической продукции, выявляется роль использования в них дизайнерами знаний цветоделительных технологий для совершенствования качества выпускаемой тиражной продукции:
- Київ+380960830922