2
ОГЛАВЛЕНИЕ стр
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ АТРИУМНЫХ ПРОСТРАНСТВ
1.1. Прототипы атриумных пространств..........................9
1.2. Периодизация развития атриумов..........................19
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АТРИУМПОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕСТВЕННОТОРГОВЫХ И ДЕЛОВЫХ ЦЕНТРОВ
2.1 Формирование архитектурно-композиционной организации атриума....52
2.2. Факторы формирования мобильных компонентов архитектурной среды ............................................................57
2.3. Особенности взаимодействия мобильных компонентов.......63
Глава 3. ПРИНЦИПЫ МОБИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ АТРИУМНЫХ ПРОСТРАНСТВ
3.1. Архитектурно-композиционные особенности взаимодействия мобильных
компонентов архитектурной среды с атриумным пространством.....82
3.2. Принципиальные подходы к формированию архитектурной среды атриумного пространства.......................................88
3.3. Приемы и средства формирования мобильных компонентов.....93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................119
ПРИЛОЖЕНИЕ
131
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Атриумные пространства -составная часть большинства современных престижных общественных зданий. Сегодня они занимают главенствующее место в структуре любого значительного делового или торгового центра. Атриумы удобны для посетителей. Их пространства характеризуются ярким запоминающимся обликом, крупным масштабом, многофункциональностью и особым микроклиматом. Атриумы зачастую уникальны по ряду признаков и вызывают интерес у специалистов, предоставляя проектировщикам широкие возможности для реализации новейших архитектурных идей.
Современное атриумное пространство должно соответствовать актуальному имиджу здания, способствовать привлечению посетителей, отвечать требованиям информативности и обладать возможностями быстрого изменения функций. Вместе с тем, структура атриума не всегда способна своевременно изменяться с учетом этих требований. Это противоречие определяет необходимость поиска путей мобильного изменения архитектурной среды атриумного пространства.
В структуре атриума всегда находились «привносимые» компоненты. С момента появления первых атриумов, их пространство наполнялось объектами искусств и ремесел: картинами, скульптурами, мебелью и т. п. На протяжении долгого времени эти компоненты составляли предметное наполнение. Изменения обозначились в 1970-е годы, когда в число средств формирования облика атриумов стали привлекаться мобильные формы и объекты, близкие к архитектуре, а также к различным областям искусства и науки, с их новыми эстетическими и технологическими возможностями. В настоящее время мобильные компоненты архитектурной среды (МКАС) играют важную роль в создании облика атриумного пространства.
13
Глава 1. Историческое формирование атриумных пространств 1.1 Прототипы атриумных пространств
Многофунк-
циональность
пространства
Рекреация, коммуникация и ориентация
Сосредоточение общественной —А жизни центра
Верхний
%
естественный
свет
Комфортный
микроклимат
пространства
Признаки атриумных пространств
Лапидарность
внутреннего
пространства
Функциональные
признаки
Общественный
типП|Н|11Г]
пространств
Центральное или связующее пространство
3=
II
Входное
пространство
Независимость от влияния городского контекста : = г=
Визуальная связь с природным окружением (с небом)
Пространственная связь с периферийными помещениями
□
Конструктивные
признаки
в
Многоярусность
Светопрозрачная Д кровля
пространства на всю высоту здания
Легкость А и открытость Д конструкций # %
перекрытия^ . - А
Рис. 2 Признаки атриумных пространств
А, Б, В • Атриум «Хайетт-отель». арх. Дж Портмен, Атланта, 1967г.
14
который, начиная с IV века до нашей эры, развился в атрий италийского домуса. В жилых домах древних греков и римлян атрий - это закрытый внутренний двор с имплювием, куда через комплювий стекает дождевая вода. Ко П веку нашей эры, из-за увеличения плотности застройки, атрии в жилых домах практически исчезли. Единичные случаи его использования встречались только в домах богатой знати. В позднеримской, раннехристианской и византийской архитектуре (II - V века н. э.), атрий -обширный, окруженный портиками и галереями двор перед входом в храм. Атрии являлись примерами организации основного парадного пространства с естественным светом и примыкающими периферийными помещениями.
Театры. Признаками многоярусности пространства и освещенности естественным светом обладали театры. Первые упоминания о специализированных пространствах для театрального действия также появились в Древней Греции. Форма амфитеатров античности сложилась к V век до нашей эры. Эго были сооружения под открытым небом на склонах холмов. Один из самых древних - театр в Эпидавре (Поликлет Младший, IV век до н. э.). Наиболее известный из дошедших до нас - театр Диониса в афинском Акрополе (И век до н. э.). Являясь в большей степени «ландшафтными» сооружениями, они строились с использованием специфики естественного рельефа местности. Их открытые пространства не были интерьерными. Позднее, в Древнем Риме, театр уже представлял собой здание. Наиболее ранний из них - большой театр в Помпеях (Ш - II века до н. э.). Римские амфитеатры имели несколько этажей, систему лестниц и коридоров для зрителей. Их интерьеры - частично замкнутые пространства без кровли. Самый значительный из них - «Помпеи» на Марсовом поле в Риме (55 - 42 гг. до н. э.).
Театры Европы появились много позже амфитеатров и представляли другой тип сооружения. До XVI века спектакли проходили на городских улицах и площадях. Только в XVI - XVII века появились театры ярусного типа, которые строились по единообразному принципу: это были здания
- Київ+380960830922