Ви є тут

Развитие представлений об ансамбле в теории градостроительства

Автор: 
Амельянц Арменак Аркадьевич
Тип роботи: 
Дис. канд. архитектуры
Рік: 
2004
Артикул:
184358
179 грн
Додати в кошик

Вміст

/
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . 5
ГЛАВА 1.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ АНСАМБЛЬ. . 9
1.1. Анализ исторически сложившихся композиционных приемов формирования ансамблей ...... 9
1.2. Возникновение понятия «ансамбль» в Европе и России
в ХУН-Х1Х веках ....................................13
1.3. Эволюция понятия «ансамбль» в Европе в XX веке . . 25
1.4. Особенности формирования понятия «ансамбль»
в России и СССР в XX веке ....... 29
Выводы .......... 35
ГЛАВА 2.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ.................................36
2.1. Материальная составляющая архитектурного ансамбля
и особенности се восприятия ....... 36
2.2. Основные составляющие понятия
архитектурный ансамбль ....... 38
2.3. Архитекту рный комплекс как прото-ансамбль . . .47
2.4. Ансамбль как социально значимое
культурное явление ........ 50
Выводы .......... 52
3
ГЛАВА 3.
АНСАМБЛЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНКИ АРХИТЕКТУРНЫХ КАЧЕСТВ ОБЪЕКТА . . . .53
3.1. Основные принципы формирования и развития
ансамблей .......... 53
3.2. Классификация ансамблей по типу происхождения . . 65
3.3. Понятие архитектурный ансамбль как способ
описания объекта . . . . . . . . .81
3.4. Нетрадиционная форма существования архитектурных ансамблей . . • . . . . .82
Выводы .......... 83
ВЫВОДЫ...................................85
БИБЛИОГРАФИЯ.............................86
Приложение 1 . . . . . . . . . .100
Приложение 2 . . . . . . . . . .113
Приложение 3 . . . . . . . . . .115
Приложение 4 . . . . . . . . . .119
Приложение 5 . . . . . . . . . .120
4
туальной становится ее теоретическая разработка с позиций современных требований жизни, далеко перешагнувших рамки «идеальных» градостроительных схем Возрождения. Теперь город с его планировочной и пространственной структурой рассматривается как реальная основа его переустройства на новых началах. В связи с этим перед градостроителями того времени возникли новые задачи, решение которых потребовало изменения градостроительного мышления. Город стал восприниматься как единый организм. Это привело к тому, что в середине XVIII века при практическом решении сложившихся градостроительных задач было возведено большое количество ансамблей. Все это способствовало становлению нового понимания термина ансамбль.
Во Франции в этот период слово ансамбль имеет два значения: как наречие «вместе» (ensemble - l'un avec l'autre [122, стр. 548], вместе - один с другим) и как существительное мужского рода «ансамбль» (ensemble — ce qui resuite de l'union des parties differentes qui composent un tout [122, стр. 548], ансамбль - результат объединения различных частей, которые составляют целое). В архитектуре это слово используется как наречие «вместе» и как существительное «ансамбль». Однако существительное ансамбль, определяемое как единство, с учетом теоретических воззрений данного периода - это только единство ордерной композиции фасада здания.
В Италии слово ансамбль появилось в начале XVIII века. Образовано оно было тоже от латинского наречия insimul - вместе, совместно. Insieme -unitamente - Lunione delle parti [178, стр. 367], ансамбль - единство - объединение частей.
Высокий взлет искусства архитектурного ансамбля во Франции стал возможен потому, что в ходе исторического развития в середине XVIII века сформировалось новое градостроительное мышление, основанное на понимании города как единого функционального и художественного целого, что получило отражение в трудах теоретиков. В этом смысле французские теоретики эпохи классицизма были продолжателями градостроительных идей ран-
14
небуржуазной культуры эпохи Возрождения, то есть Леонардо да Винчи, Вазари, Скамоцци, Дюрера, Андруэ дю Серсо, Лемерсье и позднее Вобана. Но если перечисленные архитекторы развивали свои концепции ’'идеального" города применительно к небольшим, функционально однородным населенным пунктам, то задача, которую ставили перед собой французские архитекторы XVIII века, была значительно более сложной. Впервые в истории они пытались распространить понятие единства на крупный исторический сложившийся город и тем самым подвести базу под его реконструкцию. Это оказалось посильным для французской архитектурной теории, которая со времени основания Кольбером Королевской Академии Архитектуры прочно утверждала первенство среди стран западной Европы.
Марк-Антуан Ложье (1713-1769) - аббат, писатель-публицист и историк был первым французским теоретиком, заложившим основы понимания города как единого художественного целого. Широкие познания в области архитектуры позволили ему по-новому осветить многие традиционные проблемы градостроительства, что нашло место в его трактатах "Опыт об архитектуре" (1753 и 1755) и "Заметки по архитектуре" (1765).
Жак-Франсуа Блондель (1705-1774) - первый среди французских архитекторов не только разработал теоретические основы, но и продемонстрировал на практике методы реконструкции исторически сложившихся городских ансамблей. Преемственное развитие крупных королевских дворцов-резиденций и достройка (иногда в течение нескольких столетий) готических соборов научили французов внимательно относиться к работе своих предшественников. Таким образом, деятельность Блонделя была подготовлена многовековыми традициями.
В памятниках переходных периодов Блондель увидел образцы реального исторического взаимопроникновения стилей, которые могут послужить ориентирами для градостроителя решающего задачу объединения в ансамбль зданий различных стилистических направлений.