Ви є тут

Конфессиональная ситуация в татарском этносе Республики Мордовия : социологический анализ

Автор: 
Бареев Максим Юрьевич
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
153
Артикул:
191766
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования конфессиональной ситуации..................................11
1.1 Рёлйгиозность и конфессиональная ситуация как объект научного исследования..........................................11
1.2 Институциональный анализ в изучении религии.................25
2. Динамика конфессиональной ситуации в татарском этносе
на современном этапе развития общества..........................64
2.1 Ислам в России: историко-социологический аспект.............64
2.2 Общая характеристика конфессиональной ситуации
в татарском этносе Республики Мордовия.....................82
Заключение..........................................................119
Библиографический список............................................124
Приложения..........................................................135
3
Введение
Актуальность темы исследования.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. во всем мире наблюдается необычайный интерес к религии, и Россия не составляет исключения. Здесь также возрос интерес к традиционным религиозным верованиям, разделивших человечество на ряд локальных этнорелигиозных общностей. Усиление влияния конфессионального фактора особенно заметно в России, столкнувшейся с «беспрецедентной остротой вопроса о цивилизационном самоопределении»1. При этом становление современного общества в нашей стране сопряжено с глубоким социальнодуховным кризисом: радикальным отрицанием материальных и культурных достижений советского периода, переоценкой духовных ценностей.
Религия играет достаточно большую роль в духовной, общественной и политической жизни современной России. Будучи фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах и поведенческих стереотипов, она оказывает существенное воздействие на ход политических событий. Заметно расширилось влияние конфессий на различные сферы общественной жизни страны. В общественном сознании возрос престиж религиозных организаций, публичные политики все чаще обращаются к ценностям религиозной культуры для решения своих утилитарных задач.
Значительное место в этих процессах занимает ислам, являющийся второй по числу верующих религией России, а в ряде регионов доминирующей конфессией (Северный Кавказ, Республика Татарстан, Башкортостан). Ислам здесь стал теоретической основой формирования такого явления в общественно-политической жизни, как джадидизм, не препятствовал проникновению в мусульманское общество общедемократических ценностей. При этом мусульманское население России весьма интенсивно включилось в процессы этнокультурного возрождения народов страны. Эти процессы имеют региональную специфику, которую нельзя не учитывать при выработке сбалансированной,
1 См.: Ахкезер Л., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М., 2008. С. 455
14
структуры конфессиональной ситуации. На основе выделенных факторов в диссертации рассматриваются типологии конфессиональной ситуации, ее характеристики и параметры.
Исследование религиозности является основной конструктивной составляющей при изучении конфессиональной ситуации. При этом под «религиозностью» понимается такое состояние индивидов, человеческих общностей, отличительной чертой которого является вера в Бога (в сверхтюстественное) и поклонение ему, их приверженность религии и принятие ее вероучения и предписаний (норм). Религиозность может рассматриваться исследователями в единстве трех взаимосвязанных признаков - собственно религиозность; дихотомия вера - неверие; принадлежность вероисповеданию. Ч. Глок понимал под религиозностью значимость религии в жизни человека. Он также считал, что нет истинных или ложных понятий религиозности, а существуют лишь более или менее плодотворные или продуктивные ее определения.
До настоящего времени в социологии религии по-прежнему не сформировано единой методологической базы для анализа процессов, происходящих в религиозной сфере общества. Поэтому, прежде чем рассматривать конфессиональную ситуацию, необходимо обратиться к ряду проблем, связанных с пониманием сути, функций, теоретических и эмпирических характеристик религиозного феномена как такового.
Основоположниками социологии религии, как уже говорилось во введении, являются М. Вебер и Э. Дюркгейм. Сущность религии, по Дюркгейму, не в вере в трансцендентного Бога, а в разделении мира на священное и мирское. Религия предполагает священное, затем организацию верований в священное, наконец, обряды или практику, более или менее логически вытекающую из верований. Ученый также считает, что религия доминирует при господстве коллективного сознания. Основанная на догматах и жестко установленных обычаях, она противостоит тенденции индивидуализации, и это становится причи-
15
ной уменьшения ее распространения и влияния на социум, когда уменьшается коллективное сознание8.
По мнению А. А. Горелова, можно выделить две основные точки зрения на соотношение религии и социума: марксистскую, в соответствии с которой религия служит надстройкой общества и определяется его социально-экономическим базисом, и веберовскую, в соответствии с которой религия является определяющим фактором социально-экономического поведения лю-
~9
деи .
М. Вебер исследовал религиозное поведение от самой иррациональной его формы - мистического переживания, обращающего нас к истокам духовной культуры, до самых рациональных форм, представленных протестантской этикой. Он дал сравнительный анализ мировых религий и проанализировал взаимоотношения экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Ему удалось доказать влияние культуры, мировоззрения, религии на социальную организацию10.
По словам Р. Арона, «М. Вебер противопоставляет два основных типа религиозного действия: мистицизм и аскетизм, представляющихся ему двумя возможными ответами на проблему зла, двумя вероятными вариантами пути к искуплению» п.
По Веберу, существуют две основные концепции Бога: надмирного, личного, гневающегося, прощающего, любящего, карающего Бога-творца; безличного высшего существа, доступного только состоянию созерцания в пророчестве, основанном на личном примере. Первая концепция, по мнению М. Вебера, господствовала в иудео-христианской традиции (во всех так называемых авраамических религиях и религиозных течениях, в том числе, разумеется, и в исламе), вторая - в индийско-китайской12.
8 См.: ДюркгеПм Э. Религия и общество Н Религия и общество / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Ругкевич. М., 1996. 356 с.
9 См.: Горелов А. А. Социология. М., 2006. С. 386.
10 См.: Там же.
11 Аром Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 542.
12 См.: Горелов А. А. Указ соч. С. 387.