Ви є тут

Профессиональная социализация курсантов в военном вузе в современных условиях: социологический анализ

Автор: 
Дигин Сергей Николаевич
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
138
Артикул:
191786
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ
1.1. Профессиональная социализация как социальный процесс: сущность, содержание...............................11
1.2. Особенности и противоречия профессиональной социализации курсантов в военном вузе...........................40
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
2.1. Характеристики профессиональной социализации курсантов
в военном вузе.....................................71
2.2. Факторы, влияющие на процесс профессиональной социализации курсантов и типология стратегий профессиональной социализации курсантов.............................99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................124
БИБЛИОГРАФИЯ ..........................................128

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях перехода России к рыночной экономике российская армия сталкивается с новыми реалиями, серьезно отличающимися от тех, что еще имели место несколько лет назад (вооруженные конфликты в Осетии и Дагестане; миротворческие акции в бывших республиках СССР и постсоветских странах и т.д.). В связи с этим происходит переосмысление общественных ценностей и определение качества деятельности такой социально-профессиональной группы, какой являются офицеры российской армии.
Армия всегда имела большое значение для российского общества. Ее офицеры - не только субъекты профессиональной деятельности, но и активные участники всех происходящих в стране перемен. При этом, фактором, непосредственно влияющим на выработку ориентиров и норм поведения и деятельности офицеров, выступает их профессиональная социализация в военном высшем учебном заведении.
Сегодня, пожалуй, за всю историю России сложилась парадоксальная ситуация: при объективной необходимости Вооруженных Сил и военной деятельности их общественная значимость снижается, снижается и престиж профессии в обществе. Немаловажно и то, что в условиях острого экономического кризиса и ограниченности ресурсов расходы на военную деятельность перестали быть приоритетными.
К тому же, анализ деятельности военных вузов в качестве субъектов профессиональной подготовки курсантов обнаруживает целый ряд серьезных проблем, связанных, в том числе, и с процессом профессиональной социализации.
Военно-профессиональные и моральные качества курсантов и
выпускников вузов, а также уровень мотивации к продолжению военной
службы часто не соответствуют необходимым требованиям. Неустойчивая
ориентация на военную службу, итогом которой становится значительный
отток курсантов и молодых офицеров из вузов и из состава Вооруженных
3
Понятие социализации предельно широкое и применяется во многих науках. Особенность данного понятия заключается в том, что при всем многообразии его определений подавляющее большинство авторов склонны видеть в нем процессы и результаты становления формирования и развития личности.
В данной работе мы рассмотрим педагогические, психологические и социологические подходы к понятию «социализация».
Особенность педагогического подхода состоит в том, что в его рамках упор делается, прежде всего, на процессы воспитания и обучения личности, как составляющие основы формирования личности.
Так, один из исследователей в данной области, Б.Т. Лихачев, утверждает, что социализация есть самая общая и абстрактная категория, отражающая процесс воспитания и образования, включения растущего и развивающегося биосоциального индивида во взаимодействии с социальными системами, окружающей средой, другими индивидами, благодаря чему происходит, с большей или меньшей степенью полноты, становление личности.
Другой исследователь, А.Г. Асмолов, пишет, что только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризи-рованные о человеческом мире значения.1
A.A. Реан и Я.Л. Коломинский считают, что, будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего акгивного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации следует определять и как активноприспособительный, и как активно-развивающий.
В рамках «теории научения» отмечается, что воспитание является
1 Мартынова ЕА. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступного образования для лиц с ограниченными возможностями. Челябинск, 2002. С. 45
12
главным инструментом социализации. По мнению Дж. Уайтинга и И. Чайлда, ребенок целенаправленно обучается определенным реакциям и определенным моделям поведения, тем самым постепенно осваивает культуру, в которой ему предстоит жить.1 Для теории научения принципиальное значение имеет принцип поддержки и стимулирования тех элементов в поведении ребенка, которые необходимы обществу. Безусловно, воспитание, научение играют важную роль в процессе социализации личности. Однако на наш взгляд, сведение процесса социализации к воспитанию и научению не раскрывает сущности процесса социализации личности. К тому же, процесс социализации сводится к интериоризации внешних требовании, норм, правил и возникновению контроля над поведением индивида за счет научения и воспитания.
Эти позиции не являются единственными, но отражают некоторые особенности видения социализации с позиции педагогического подхода.
Социализация с позиции этого подхода в большинстве случаев предстает как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. На наш взгляд, педагогический подход не учитывает такого важного момента, как саморазвитие, самообразование и самовоспитание личности, без чего невозможна успешная социализация личности.
Несколько иное понимание социализации личности складывается в психологическом подходе.
Особенность данного подхода к социализации личности заключается в рассмотрении формирования индивидуальных особенностей личности.
В рамках психологического подхода социализация - это процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В основе этого процесса
1 Whiting, John W.M. and Child, I.L.. Child Training and Personality: A Cross-Cultural Study. New Haven: Yale University Press, 1953. P. 262
13