Ви є тут

Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ

Автор: 
Карпенкова Инна Вячеславовна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
188
Артикул:
191798
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения ценностных ориентаций типичной семьи и семьи с рсбенком-инвалидом.
§ 1. Ценностно-системный подход как основа исследования ценностных ориентаций в семье..................................................21
§2. Ценностные ориентации и иерархия ценностей типичной семьи и семьи с ребенком-инвалидом..........................................28
Глава 2. Основные направления гармонизации жизнедеятельности семьи с рсбенком-инвалидом в современных условиях жизни общества.
§1. Особенности семьи с рсбенком-инвалидом и специфика ее взаимодействия с социальной средой..............................;...64
§2. Сравнительный анализ отличий потребностей, интересов и смысложизненных ценностей семьи с рсбенком-инвалидом и типичной семьи...............................................................73
§3. Направления адаптации семьи с ребеиком-инвалидом к иерархии ценностей социума..................................................108
Заключение.........................................................160
Приложение 1.......................................................164
Приложение 2.......................................................176
Список литературы..................................................180
2
Введение
Актуальность исследования
Актуальность исследования ценностей семьи, в которой живет ребенок-инвалид, обусловлена следующими обстоятельствами: по оценке Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) к началу двадцать первого века число инвалидов в мире достигло примерно 650 млн. человек. Ряд организаций, включая ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕВ, считают, что численность инвалидов по отношению ко всему населению Земли составляет около 10%.1 Учитывая тот факт, что на количество инвалидов в населении каждого региона влияют многие факторы (состояние окружающей среды, охраны труда, медицины, профилактики инвалидности, родовспоможения и, в конечном итоге, уровень жизни в целом), можно предположить, что в России в настоящее время проживает приблизительно 15 млн. инвалидов.
По данным Государственного доклада "О состоянии здоровья населения Российской Федерации» в 2002 году впервые инвалидами было признано 82,6 человека на 10 тыс. населения. В 2002 году число детей-инвалидов в возрасте от 0 до 15 лет от всех заболеваний, по данным того же доклада, составило 191,9 человек на 10 тысяч детей2. Истоки этой инвалидизации теснейшим образом связаны с негативными демографическими процессами в России.
Государством был принят целый ряд решений, в том числе несколько Федеральных Программ, одной из них является "Социальная поддержка инвалидов", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации N 59 от 16.01.95 г. В стране создан институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов. Серьезным достижением в этой области является организация в России многопрофильных государственных реабилитационных центров, разнообразных по организационному принципу
1 См.: Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. - Саратов, 1996.
2 См.: Смирнова В.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. - Саратов. 1996.
3
Задачи исследовании:
• Выявить ценностные ориентации семьи в свстс ценностно-системного подхода;
• Выявить специфику ценностных ориентаций типичной и атипичной семей;
• Выявить аксиологические особенности семьи с ребенком-инвалидом и показать специфику ее взаимодействия с социальной средой;
• Выявить общее и особенное в потребностях, интересах, смысложизненных ценностях и мотивах поведения семьи с ребенком-инвалидом и типичной семьи;
• Предложить направления гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом и методы сближения иерархий ценностей атипичной и типичной семей.
Теоретико-методологическая база исследования
В данной работе использовался ряд теорий и методологических подходов, разработанных в классической и современной социологии: структурно-функциональный и системный анализ (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.), социологическая теория социокультурных изменений и методологический принцип, отстаиваемый П. Сорокиным, о нелинейном характере социокультурных изменений. В представленной работе автор опирается на ключевые идеи и парадигмы, нашедшие свое отражение в трудах современных отечественных и зарубежных ученых по аксиологии, гендерной социологии, социологии социальной сферы, позволяющих выявить тенденции в динамике ценностей современной российской семьи.
Особую ценность для исследования имели принципы объективности, единства теории и практики, диалектического анализа предмета исследования, деятельностный и личностный подходы.
17
Эмпирической базой исследования послужило проведенное в 2006-08 гг. автором исследования интервьюирование родителей типичных семей, проживающих в г.Москве, чьи дети посещают обычный детский сад или обычную школу (N-98 человек), и родителей детей с ребенком-инвалидом (N-152 человека), также жителей г.Москвы. Все семьи были с двумя родителями.
В работе также использовались результаты анализа статистических данных и исследований сфер жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, проведенных Саратовским государственным техническим университетом.
Научная новизна исследования
Научная новизна диссертации отражена как в постановке проблемы, так и в ряде новых, и включающих элементы новизны, положений:
• Выявлены ценностные ориентации семьи в свете ценностносистемного подхода;
• Выявлено, что семья с ребенком-инвалидом имеет существенную специфику в ценностных ориентациях;
• Рассмотрены особенности семьи с ребенком-инвалидом и показана специфика ее взаимосвязи с социумом;
• Установлено общее и особенное в потребностях, интересах, смысложизненных ценностях и мотивах поведения типичной и атипичной семей;
• Обозначены направления изменения общественного сознания по гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом в современных условиях, а также уточнены и дополнены методы сближения иерархий ценностей атипичной и типичной семей.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Ценностные ориентации семьи в свете ценностно-системного подхода представляют собой структуру тесно взаимосвязанных элементов
18