Ви є тут

Жизненное самоопределение студентов технических вузов среднего российского города

Автор: 
Синюгина Татьяна Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
191936
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава Т. Теоретико-методологические основы исследования жизненного самоопределения молодежи...............................................16
1.1. Понятие «самоопределение» в контексте социологического знания.....16
1.2. Жизненные стратегии в структуре жизненного самоопределения........36
1.3. Основные типы жизненног о самоопределения.........................55
Глава 2. Студенты технических вузов: жизненные позиции и жизненные стратегии..............................................................76
2.1. Самоопределение молодежи в условиях трансформирующегося общества76
2.2. Жизненное самоопределение студентов: добиваться успеха или плыть но течению................................................................95
2.3. Основные типы жизненных стратегий студентов......................120
Заключение............................................................141
Библиографический список литературы...................................147
Приложение 1..........................................................156
2
Введение
Актуальность темы исследования. Жизненное самоопределение молодежи и связанные с ним проблемы жизненного выбора, формирования жизненных стратегий молодых людей относятся, с одной стороны, к категории вечных вопросов, с другой стороны - наиболее спорных и не имеющих однозначного решения. Представители социальной философии, психологии, социологии и других наук пытались и пытаются исследовать. сущность жизненного самоопределения, факторы, возможности и условия, определяющие его полноценность, выявить закономерности и специфику процесса его формирования.
Поиски смысла собственного существования, выбор жизненной стратегии - трудная и животрепещущая задача для молодых людей во все времена. Каждое новое поколение молодежи в процессе жизненного самоопределения даже в стабильных обществах пересматривает сложившуюся систему ценностей, проводит ее «ревизию» с поправкой на происходящие изменения.
Эта проблема особенно усложняется всовременном российском обществе в связи с происходящими преобразовательными процессами. Современная ситуация в России отличается нестабильностью, противоречивостью, повышенной рискогенностью всех сфер жизни, причем это «постоянство неопределенности» сопровождается глубинными ценностными переориентациями, сменой устоявшихся культурных образцов. В условиях текучести «правил игры», отсутствия общепринятых эталонов поведения, формирование жизненного самоопределения молодежи приобретает особую актуальность.
Молодежь как особая социальная группа является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. Исследование жизненных стратегий современной молодежи дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям. Особую значимость имеет исследование студенчества, так как образованные и компетентные специалисты должны стать основой среднего класса в новой социальной структуре российского общества.
т.е. прилагать минимум усилий в процессе обучения. Вуз не способствует в полной мере формированию у студентов таких качеств, как целеустремленность, самодисциплина, умение рационально распределять время и т.д., наоборот, у них закрепляются такие качества, как безответственность, зависимость от среды, неспособность ставить перед собой значимые цели и прилагать усилия для их достижения.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Результаты диссертационного исследования, а также методика эмпирического исследования жизненного самоопределения студенческой молодежи могут быть использованы при разработке и чтении спецкурсов по социологии личности, социологии молодежи; при разработке соответствующими органами (образования, власти, труда) молодежных образовательных и социальных программ; в научно-исслсдоватсльских проектах, требующих эмпирического исследования жизненного самоопределения молодежи.
Апробация работы. Основные положения и практические выводы диссертационного исследования отражены в статьях, прошедших публикацию в печати, а также докладывались на всероссийских и региональных научных конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, приложения и списка литературы, включающего - 187 источников.
15
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования жизненного самоопределения молодежи
1.1. Понятие «самоопределение» в контексте социологического ЗНаНИ51
Исследование жизненного самоопределения молодежи предполагает уяснение содержательного наполнения используемых категорий, прежде всего, понятий «самоопределение» и «жизненное самоопределение», с которыми коррелирует понятие «жизненная стратегия».
Термин «самоопределение» употребляется.в работах социологов в самых различных значениях. Обычно социологи выделяют личностное, жизненное, социальное, профессиональное, нравственное, религиозное, семейное и др. виды самоопределения. «~
Наиболее распространенным является понимание самоопределения как процесса и результата выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.1
Несомненно, что в такой трактовке оно тесно сопряжено с понятиями самоактуализации (самореализации), широко применяемых в гуманистической психологии. Очевидна также связь самоопределения с более широкой, базовой для социологии категорией социализации. В ряде работ указывается, что самоопределение - выражение социализации личности на определенном (зрелом) этапе2.
Существует множество подходов к анализу самоопределения. А.Г.Асмолов,3 например, выделяет три уровня ‘ анализа проблемы самоопределения личности: философский, психологический, социологический.
На философском уровне решаются вопросы о сущности человека, о>сути процесса самоопределения. Обт^ектом рассмотрения здесь выступает человек
1 Социология. Энциклопедия. - Минск. - 2003. - С.885.
2 Солодиикова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. -2007. -№ 2. -С.36.
} Асмодов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М. -1984. -С.30.
16