Ви є тут

Новые религиозные движения как социокультурный феномен современного российского мегаполиса

Автор: 
Грусман Янина Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
216
Артикул:
192004
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение.........................................................................3
Глава I. Теоретико-методологические предпосылки исследования феномена новых религиозных движений.............................................................12
§1. Концептуализация феномена религиозности и религиозных движений в
отечественном религиоведении и социологии религии................................12
§2. Понятие «религиозность» в трактовке западных социологов религии..............37
§3. Методологические основания прикладного изучения религиозных движений 61
Глава 2. Движение Анастасии как новый религиозный и социокульту рный феномен
современного российского мегаполиса..............................................82
§1. Конструирование теоретико-методологической базы исследования движения
Анастасии.......................................................................82
§2 Характеристика религиозности адептов движения Анастасии...............................................98
§3 Структурная ортнизацня движения Анастасии....................................125
Заключение.....................................................................152
Литература.....................................................................160
Приложение.....................................................................171
Приложение 1. Программа эмпирического исследования..............................174
Приложение 2. Гайд нолевого интервью............................................177
Приложение 3. Гайд экспертного интервью.........................................178
Приложение 4. Материалы нолевого интервью.......................................179
Пр</1о?*е5". ДгерьлАпы ^Сі>(рїии1<? • • • .
3
Введение
Актуальность темы исследования. Социально-политические изменения, происходящие в России за последние пятнадцать лет, коренным образом повлияли на религиозную ситуацию в стране. Политические преобразования в России привели к установлению демократических законов - в частности, к выходу в свет закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»1. Сформированная и утвержденная законодательная база явилась предпосылкой развития в российском обществе «рынка религий». В коротки период стремительно изменяется религиозно-идеологическая ситуация в стране: наряду с возрождением традиционных религий - христианства, ислама, иудаизма, буддизма - в страну «хлынули» новые религиозные движения (НРД). Большинство НРД было импортировано в Россию из стран Западной Европы и США. К таковым относятся, например, Церковь Христа, Семья (Дети Бога), Церковь Сайентологии, Церковь Единения (мунисты) и др. Кроме того, возникают и специфически российские новые религиозные движения, не имеющие аналогов пи в Западной Европе, ни Восточной Европе, ни в США. Образовавшееся за последние десятилетия религиозно-идеологическое пространство общественной деятельности оказывается практически неизученным с позиций социологии. Однако деятельность новых религиозных организаций и движений весьма значима в контексте политической, экономической, социокультурной сфер жизнедеятельности современного российского общества.
В отечественной социогуманитарии изучением новых религиозных организаций и движений занимается преимущественно религиоведение. Уже более десяти лет в фокусе внимания религиоведческих исследований оказываются такие темы, как история возникновения религиозных организаций и движений, доктринальные основы их деятельности, культовые практики, а также предпринимаются попытки изучения социокультурной природы возникновения НРД и религиозности адептов. И здесь следует отмстить, что в силу предметных рамок религиоведения на периферии внимания остаются многие важные для понимания природы возникновения и распространения НРД аспекты: социально-демографическая структура движения, организационная структура, мотивы обращения, а также идеологическое влияние
1 Закон РСФСР «О своболс вероисповедания», 1990г.; Федеральным закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1997г.
20
реальность, и знание о нем обретается только через «священные» книги, символы, «откровения» и «заветы». Эга «мудрость» осваивается при помощи различных символов и элементов религиозного языка.
Отдельное внимание Митрохин уделяет проблеме религиозного обращения. Он отмечает, что вступление в религиозное сообщество — эго переломный момент в жизни человека. Религиозное обращение Митрохин трактует как радикальное изменение всего типа мышления и образа жизни, а не просто переход на позиции определенного вероучения1. Таким образом, Митрохин вводит еще одну обязательную единицу социологического изучения НРД — религиозное обращение. Данное понятие позволяет проанализировать мотивы вступления в религиозную организацию, а также те изменения, которые претерпевает при этом личность адепта.
Кроме того, исследование нетрадиционных религий, по Митрохину, включает в себя анализ группового поведения в религиозных общинах. По мнению ученого, пребывание человека в замкнутой общине изолирует его от влияния общества. Все контакты строго контролируются, запрещается любое обращение к средствам массовой информации — газетам, журналам, телевизионным программам2. Как отмечает Митрохин, наибольшее влияние на индивида оказывает постоянное давление со стороны «коллег по спасению», невозможность выделиться, обрести самостоятельность, принимать решения, касающиеся собственной жизни. Этот контроль распространяется также и на сферу супружеских, сексуальных отношений3.
Таким образом, с точки зрения Митрохина, основной характеристикой нетрадиционных религиозных движений является стремление к «тотальному» контролю над индивидом: пресечение любой общественной активности, выходящей за рамки интересов основателей движения и его помощников, а также подавление самостоятельной, развитой, духовно богатой личности.
Такая однозначно негативная оценка религиозных движений, с нашей точки зрения, обладает существенным недостатком: она противоречит выдвинутым самим исследователем принципу научной объективности. Это затрудняет использование основных положений концепций Митрохина в качестве методологического основания изучения выбранного нами объекта.
Анализ концепций Митрохина позволяет сделать следующие выводы. Одним из основных ее достижений мы считаем попытку разработки теорегико-методологической
1 Митрохин Л.Н. Религиозные «культы» в США. — М.: 1984. С. 56.
2 Там же.
3 Там же. С. 57.
21
базы исследопания религиозных движений, совмещающей в себе как теоретический, так и эмпирический анализ. Кроме того, Митрохин обогащает методологическую базу двумя методами: сравнительным и историко-религиоведческим.
Не менее значимым достижением концепции Митрохина, на наш взгляд, следует считать и выделение единиц анализа для изучения НРД. Это генезис, преемственность, изменения в религиозном поведении индивидов, религиозной доктрине и ценностнонормативном комплексе религиозного движения, специфика процессов религиозного обращения, а также характеристика степени контроля религиозной организации над «свобод! I ы м » и нд и в и дом.
Вместе с тем, необходимо отметить несколько существенных недостатков, присутствующих в рассмотренной концепции. Прежде всего это несоблюдение принципа объективности при характеристике конкретных религиозных организаций, исследуемых автором. Кроме того, важным является особенность конструируемой Митрохиным теоретико-методологической базы исследования: постулируемый в пей эмпирический анализ сводится к обращению к конкретным, «объективным» данным, однако не предполагает непосредственного проведения социологического исследования.
В работах Балагушкииа новые религиозные движения также исследуются с позиций исторического материализма. Необходимо отмстить, что изучение работ Балагушкина с социологической точки зрения связано с определенной методологической трудностью. Она заключается в том, что исследователь заимствует большое количество понятий из концепций зарубежных ученых и использует их уже вне контекста этих концепций, дополняя собственными оценками и выводами. В силу этого в трудах Балагушкина зачастую наблюдается неточность и непоследовательность в определении понятий. Кроме того, он использует термины «новые религиозные движения», «нетрадиционные движения», «нетрадиционные религии» и «альтернативные религии». Перечисленные в качестве синонимов термины взяты из западных социологических концепций, где они синонимами не являются.
Так, например, в монографии «Критика нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада)» (1984), Балагушкин вводит понятие «нетрадиционные религии», определяя его как специфическую форму религии, появившуюся в эпоху общего кризиса капитализма . В статье «’’Нетрадиционные
1 Балагушкин Е.Г. Критика нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984. С. 62.