Ви є тут

Референтные группы современной молодежи

Автор: 
Митягина Екатерина Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192087
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................4
ГЛАВА 1. РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ...................................................17
1.1 .Понятие референтных групп в научном дискурсе. Обзор основных концепций....................................................17
1.2.ВОЗМОЖНОСТИ, ПУТИ и основные методы анализа референтных групп современной МОЛОДЕЖИ.........................................39
ГЛАВА 2. РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)............................................55
2.1 .Родители как референтная группа современной молодежи....60
2.2.МЕСТО образования в сознании молодежи и педагоги как
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ......................72
2.3.СВЯЩЕНОСЛУЖИТЕЛИ, политики И ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ..............79
Причины утраты референтности среди молодежи..................79
2.4.Досуговое поведение молодежи и референтные группы........92
ГЛАВА 3. КРУТОЙ КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И СОЦИОКУЛЬТУНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА..........................................102
3.1 .Основные подходы к рассмотрению крутости как
социокультурного феномена...................................103
3.2.ПОЯВЛЕНИЕ и функционирование социокультурного феномена крутого и мнение молодежи о данной группе как о референтной.111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................147
ПРИЛОЖЕНИЕ №1...........................................163
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ГЛАВА 1. РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПЕРСПЕКТИВЕ
1.1 .Понятие референтных групп в научном дискурсе.
Обзор основных концепций
Проблема, поставленная в диссертации, предполагает обращение к нескольким группам научных источников. Междисциплинарный характер понятия референтных групп привел к изучению ряда источников, в который вошли труды зарубежных и отечественных ученых, представляющих смежные дисциплины, - социологию, социальную психологию, культурологию. Но говорить о единой концептуальной модели понимания этого понятия не приходится, так как термин референтная группа долгое время изучался учеными с разных точек зрения, каждая из которых ставит свои собственные теоретические и исследовательские проблемы.
Сегодня явление референтной группы1 нашло свое применение во многих областях человеческой деятельности: в психологии для объяснения внутренних конфликтов личности и влияния одних личностей на другие; в психиатрии для объяснения конфликта между различными социальными ролями личности; в теории и практике воспитательной работы. Все большее применение получает термин референтная группа в политологии, где при помощи феномена референтных групп анализируется процесс восприятия и оценки политического лидера, политической партии, того или иного политического учения.
В последнее время понятие референтной группы активно использу-
1 Чсснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии. / И.И. Чеснокова. М., 1977. - 144 с.; Чечулин, A.A. Мир общения: социально-психологический аспект! A.A. Чечулин. Новосибирск: Сиб. хронограф. 1993. - 156 с.; Щедрина. Г В. Исследование явления референгноети в системе межличностных отношений: авю-реф. дис... канд. психол. наук. /Е.В. Щедрина. - М.. 1979. - 21с. - (Акад. МВД СССР): Хибовская, Е.А. Ориентация молодежи в сфере образования / Е.А. Хибовская II Экономические и социальные перемены: мониторинг общественною мнения. Инф. бюлл. - М. IV55. Вып. 5.; Ругксвич. М II Социальная ориентация выпускников средней школы. М.Н. Руткевич // СОЦИС 1994. - №12.
П
ется в маркетинге, в рекламе как один из социальных факторов, влияющих на поведение конечных потребителей на рынке товаров и услуг. А так как, по-видимому, каждый человек сознательно или бессознательно выбирает для себя образец для подражания, в рекламе это становится особенно необходимо. Показывают, как небрежно прикуривает сигарету «Мальборо» мужественного вида ковбой. И обычный человек стремится покупать эти сигареты, чтобы выглядеть как тот ковбой1. И не важно, что актер, который играл в рекламном ролике этого ковбоя, умер от рака легких, из-за чрезмерного употребления никотина.
В социологии теория референтных групп применяется при изучении социальной мобильности, процесса адаптации личности к различным социальным средам, при исследованиях эффективности средств массовой коммуникации, в ходе которых каждый индивид рассматривается не только как представитель определенной социально-экономической и демографической группы, но и как член особо значимых для него групп. Большое внимание уделяется теории референтных групп при изучении девиантного поведения личности.
Хотя всеми без исключения исследователями признается важность теории референтных групп, по-видимому, вся проблематика референтных групп ждёт ещё своего дальнейшего развития, ибо пока всё остаётся на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной. Очевидно, для того, чтобы лучше понять исгоки тех или иных установок личности, причины её поведения, необходимо знать, какие группы являются для данной личности референтными, а какие - нет.
Теория референтных групп «выросла» на фундаменте теории «значимого другого». Взаимодействие людей, а также выбор той или иной референтной группы может быть эффективным лишь в том случае, если его участники являются взаимозначимыми друг- для друга. Безличие и слепота к индивидуальным особенностям и запросам партнера или группы, игнорирование их
1 Ненашев, М.И. Социология. Лекционный курс И М.И. Ненашев, О.В. Курис, В.М. Селезнев. ~ Киров: Институт бизнеса и политики. 2003. - С. 95.
18