ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Глава 1 Роль высшей школы в преодолении и воспроизводстве социального неравенства 15
1.1 Интегративная основа исследования социологических проблем высшего образования 15
1.2 Опыт образовательной политики российского государства в преодолении социального неравенства 38
1.3 Изменение роли высшей школы в трансформирующейся России 64
Глава 2 Дифференцирующее влияние социоэкономиче-ских и социопсихологических факторов в процессе профессиональной подготовки специалистов 79
2.1 Институциональные условия доступности высшего профессионального образования 79
2.2 Социопсихологические мотивации студентов и конкурентоспособность будущих специалистов 113
2.3 Противоречия между идентификационными стратегиями студентов и потребностью в преодолении социального неравенства 129
Заключение 149
Библиографический список 153
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Кардинальные социальные и экономические изменения в стране, осуществляемый переход к демократическим нормам и отношениям обнаружил усугубляющуюся тенденцию социальной дифференциации общества. Этот процесс не может не сопровождаться возникновением неоднозначных, противоречивых тенденций, как на разных социальных уровнях, так и внутри различных социальных структур и институтов.
Система высшего профессионального образования в этих условиях рассматривается не только как национальный институт, отражающий все характеристики современного общества, но и как реальная сила, обладающая потенциалом конструктивного содействия процессу преодоления социального неравенства.
Однако равное образование и доступность высшего образования не гарантируют социального равенства. Вузовский диплом в трансформирующейся России, как и во многих странах Запада, сегодня не является социальным «лифтом», позволяющим обладателю проникнуть на верхние этажи социальной иерархии, а часто становится лишь средством выживания. Таким образом, изменение роли института высшего профессионального образования в обществе является серьезным аргументом для исследования причин воспроизводства социального неравенства. Повышение доступности такого канала восходящей мобильности как высшая школа ведет не только к социальной интеграции, но и к социальному конфликту, особенно при условии рассогласованности привычных связей между статусными характеристиками и уровнем дохода.
Теория социальной стратификации учитывает множественные структурные ограничения, препятствующие получению качествен-
Использование междисциплинарных подходов в процессе исследования феномена высшего профессионального образования органично коррелируется с тем, что сегодня в мире происходит размывание границ научных дисциплин, а внутри академических сообществ фиксируются межпарадигмальные взаимодействия. Некоторые отрасли научного знания с очевидностью претендуют на междисциплинарность: такова ситуация в гендерных исследованиях, в социальной и культурной антропологии, социологии и т.д. Анализ современных направлений и интересов социальной науки, отношений философии и социологии, взаимовлияния социальной психологии и социологии, методологические разработки отечественных авторов позволяют выйти на необходимый уровень рефлексии этой ситуации. В исторической ситуации крупных социально-экономических изменений, по словам В.А. Ядова, «моно-теоретическое мышление плюс убеждение в заданности вектора общественного развития - очень ненадежная методологическая опора» [140;7].
В последнее десятилетие отмечается явное смещение фокуса западной и отечественной социально-философской рефлексии к проблемам социальности, принципам социальной жизни, лежащим в основе социальной динамики, что не может не обращать внимание социологов на традиционные для науки проблемы социального взаимодействия, всей совокупности связей и отношений, которые принято называть социальными [108]. Анализ дискуссий последних лет по отмеченной проблеме позволяет выявить то общее, что объединяет различные методологические и мировоззренческие позиции российских философов, педагогов, социологов [23]: предметная специфика социально-философского знания может быть определена как выявление и анализ предельных оснований социальной реальности - всего того, что имеет отношение к взаимодействию
17
или сознательной целесообразной деятельности людей, выступающей «матрицей» социальности [97].
Нашим научным интересам вполне соответствует позиция
Н.В. Смирновой, которая считает, что интегративным ядром многочисленных фрагментарных теорий образования в перспективе может стать обновленная социология образования, которая будет не просто суммированием существующих подходов, но будет способствовать становлению общей теории образования. В рамках социологии может реально осуществляться «процесс категориального диалога. В процессе трансдисциплинарного синтеза структура социологического знания (общесоциологический уровень исследований, отраслевые исследования, прикладная социология) может способствовать преодолению разрывов в знании, так называемых когнитивных лакун, возникающих на стыках смежных частных дисциплин» [108]. Кроме того, социология способна наиболее полно отрефлексировать конструируемый статус целого ряда социальных феноменов, зависящих от существующего знания о них. Тем самым именно в социологии ярко высвечивается дистанция между наблюдателем и объектом, и именно здесь благодаря мультипара-дигмальному знанию и междисциплинарному синтезу возможны инверсии отношений между исследователем и предметом исследования.
Следует оттолкнуться от того общепризнанного факта, что социология образования в последние годы институциализировалась в самостоятельную социологическую дисциплину с собственными историей, методологией и кругом исследуемых предпочтений. На формирование методологии в этой области за рубежом значительное влияние оказала собственная эпистемологическая эволюция, в частности в том виде, как она складывалась в североамериканских и британских центрах. Несмотря на то, что развитие социологии
- Київ+380960830922