Ви є тут

Социологический анализ форм организации религии в социально-историческом процессе : На примере религиозных организаций Архангельской области

Автор: 
Губницына, Ольга Павловна
Тип роботи: 
На примере религиозных организаций Архангельской
Рік: 
2006
Артикул:
192244
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение............................................................... 3
Глава 1. Историко-теоретический анализ формирования представлений о типах организации религии в западной социологии ................... 13
1.1. Методологические основания социологического исследования форм организации религии.............................................. 13
1.2. Классические концепции типизации организационных форм религиозных общностей.................................................... 21
1.3. Уточнение классической схемы типизации современными американскими социологами.................................................. 33
1.4. Современные тенденции в западных исследованиях типов организации религиозных общностей.......................................... 43
Глава 2. Развитие представлений о типах организации религии как социальных общностей в отечественной социологии......................... 52
2.1 Религиозное сектантство как церковная и общественная проблема в 19-начале 20 веке в России............................................ 53
2.2 Проблема классификации типов организации религии в отечественной социологии религии в советской России.;......................... 60
2.3 Современные представления о типах организации религии в отечественной социологии................................................... 78
Глава 3. Специфика религиозных общностей на Беломорском Севере России................................................................ 88
3.1 Специфика религиозности на Беломорском Севере России в социально-историческом процессе........................................... 88
3.2 Современные религиозные общности на Беломорском Севере России (на примере религиозных организаций Архангельской облас- 103
ти)........................................... 1-...................
Заключение........................................................... 131
Список использованной литерату ры................................... 134
3
Введение.
Актуальность исследования.
Религия представляет собой сложное социальное образование. Она переживает определенную эволюцию, изменяясь и трансформируясь вместе с обществом. Изменения и перемены, произошедшие в России в 20 веке, современные процессы общественного развития вновь привлекли внимание к сфере религии.
Религиозная проблематика стаза сегодня частью государственной политики и массовой культуры. Изучение и осмысление сути перемен, произошедших в религиозном мировоззрении и жизнедеятельности всего института религии в России представляется актуальным в настоящее время как с точки зрения решения теоретических задач, так и в прикладных целях.
В условиях религиозного плюрализма; присущего современной России, религиоведы и социологи религии испытывают насущную потребность в инструменте, с помощью которого в практическом и теоретическом аспега-ах можно было бы упорядочить и систематизировать многообразные религиозные формы. С теоретической точки зрения, необходимость исследования социальноисторических форм организации религии диктует поиск соответствующих аналитических инструментов и средств изучения конкретных религиозных форм, существующих в настоящее время. Поэтому, в широком смысле, проблема изучения форм организации религии - это проблема анализа существующих и существовавших форм организации религии, динамики и тенденции их эволюции.
Предлагаемый материал диссертации актуален ещё тем, что он дает возможность увидеть, как западная и отечественная социологические школы подходят к решению данного вопроса. В американской социологии религии исследование форм организации религии - один из ключевых вопросов. Фактически, все остальные вопросы социологии религии американские социологи решают исходя из решения данной задачи. Как следствие, в американской социологической школе накоплен большой теоретический и конкретно-социологический опыт, касающийся рассматриваемой в диссертации проблематики. Этот опыт может использовать и использует отечественная социология в решении анало-
сферу деятельности и общественных отношений, формируют структуру общества посредством закрепления соответствующих статусов и ролей, имеют организационные формы2.
К числу самых общих признаков социального института можно отнести3:
1. выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
2. определенную (более или менее формализованную) организацию;
3. наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
4. наличие социально значимых функций.
Одна из главных особенностей институтов, определяющая их сущность и социальное содержание, состоит в том, что они являются результатом целенаправленной деятельности людей и общественных отношений. Первоначально складывающиеся стихийно, взаимоотношения между людьми институционализируются и реализуются в конечном итоге в тех или иных социальных институтах. По мнению Фролова С.С., процесс институционализации представляет собой закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некой
л
общественной потребности .
Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. Реализация социальным институтом социально-значимых функций обеспечивается наличием в его рамках ценностно-нормативной структуры, то есть целостной системы стандартизированных образцов поведения. Представители институциональной школы в социологии5 выделяют 4 основные функции социальных институтов: функция воспроизводства членов общества; функция социализации; производство и распределение; функция управления и контроля. Вместе с тем, другие исследова-
2 Цыганенко Н.В. Особенности функционирования социального института религии: региональный аспект. Дисс. канд.соц.наук. - Барнаул, 2004. - с.25.
2 Социология. / под ред П.С.Емшина, Д.З.Мутагирова, Н.Г. Скворцова. - СПб.: Питер, 2004. — с150.
4 Фролов С.С. основы социологии. Учебное пособие. - М.: Юрист. 1997.
5 Социология. / под ред П.С.Емшиа, Д.З.Мутагирова, Н.Г. Скворцова. ~ СПб.: Питер, 2004. — с.151.
тели6 склонны говорить об амбивалентности функций социального института: выделяют главные и неглавные, явные (легко распознаваемые) и латентные (осуществляемые непреднамеренно) функции, функции и дисфункции.
Все изложенное выше о социальных институтах применимо к конкретизации категории «социальный институт религии». Религия представляет собой социальный феномен, то есть общность людей, объединенных верой. То есть социологов интересуют не индивидуальные системы верований, являющиеся частным делом индивида, а те системы верований, которые в наиболее сущностных аспектах разделяются многими и существуют как социальное взаимодействие7.
В «Элементарных формах религиозной жизни» Дюркгейм формулирует отправное для развития социологии религии определение: «Религия есть целостная система верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. отделенным, запретным вещам - верований и обрядов, которые объединяют в одну мо-
о
ральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует.» То есть религия - это прежде всего институт, социальный феномен, который не может существовать вне какой-либо группы. Религиозные идеи всегда имеют своего носителя, и этим носителем является какая-то социальная общность. Диссертант ни в коей мере не отрицает тот факт, что религиозным носителем может выступать индивид. Сугубо личные убеждения могут иметь религиозный аспект, однако они не являются религией с социологической точки зрения. Религия - это верования, существующие только в интеракциях групп.
Социальным носителем религии не обязательно является точно определенная группа людей. Такие организационные, четко очерченные формы появляются сравнительно поздно в истории религиозного развития. На протяжении длительного периода объектом религиозного поклонения является сама соци-
6 См.: Общая социология./ пол ред. Л.Г. Эфендиеваю - М.: ИНФРЛ-М.2002.; Гараджа В.И. Социология религии.- М.: Аспект-пресс, 1996.; Добренькое В.И., Кравченко Л.И. Социология: в 3-х т. T.3. Социальные институты и процессы. - М.: Инфра, 2000 и др.
' Цыганенко Н.В. Особенности функционирования социального института религии: региональный аспект. Дисс. канд.соц.наук. - Барнаул, 2004. - с.ЗЗ.
8 Религия к общество: Хрсстоматя но соиио.км ни pc.nnни/ Сост. В.И. Гараджа. ПД Pjtkcbiih. - М.: Аспект Пресс. 1996. - 775с.; с. 13