2
СОДЕРЖАНИЕ
<•
ВВЕДЕНИЕ....................................................4
ГЛАВА I. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА, ЭКОНОМИКИ И ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ......................16
1Л. Модернизация социально-трудовых отношений - институциональная доминанта переходного общества..............................17
1.2. Профсоюзы как социальная организация...................41
1.3. Социальный институт профессиональных союзов.....•......61
ГЛАВА II. ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ............................ 87
2Л. Развитие системы социальных функций профсоюзов..........87
2.2.Институциональная эволюция профсоюзной системы в России 106
ГЛАВА III. ПРОФСОЮЗЫ В ДИНАМИКЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА :..................127
3.1. Формирование института наемного труда и социального слоя наемных работников как социальной базы профсоюзного движения.......128
3.2. Изменение положения трудящихся в результате реформ - объективная необходимость самоорганизации профсоюзного движения........149
3.3. Изменение ценностей в социально-трудовой сфере, оформление новых моделей трудового поведения и мотивация профсоюзного членства 172
3
3.4. Солидаризм - основная модель поведения в системе организации профсоюзного движения....................................196
ГЛАВА IV. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРОФСОЮЗОВ НА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОТРУДОВОЙ СФЕРЫ...........................................219
4.1. Профсоюзы и совершенствование договорных отношений..219
4.2. Профсоюзы и институционализация социально-трудовых конфликтов...............................................241
4.3. Профсоюзы и модернизация правовых отношений.........264
ГЛАВА V. ПРОФСОЮЗЫ КАК СУБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ......................284
5.1. Социальна политика..................................285
5.2. Лоббизм.............................................306
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................329
ЛИТЕРАТУРА........................................'......334
34
му по включению трудящихся в решение ряда стратегических вопросов развития предприятия и отрасли посредством совокупности коллективных договоров и соглашений - экономическую демократию.
A.A. Шулус определяет этот феномен как «сложный, многоуровне-. вый комплекс отношений между экономической элитой, государством и
трудящимися (народом) по поводу обеспечения прав и свобод последних в сфере непосредственного производства, распределения, обмена и потребления»18. Поскольку виды экономической демократии определяются соответственно основным ипостасям главного субъекта данных отношений, то следует охарактеризовать субъектную систему более подробно.
Экономическая демократия как тип социально-трудовых отношений представляет собой реализацию целей и задач, установленных в соответствии с конкретными интересами людей, участников трудового процесса. Именно интерес становится тем качеством, которое определяет субъектную систему экономической демократии. Так, она включает следующие фигуры:
1) государство как собственник, автор экономической политики и экономический арбитр;
2) экономическая (хозяйственная) элита, представленная крупными и средними собственниками, а также высокооплачиваемыми менеджерами и состоятельными лицами свободных профессий;
3) трудящиеся, непосредственные производители (народ).
В свою очередь народ как представитель непосредственных производителей выступает как:
а) лица наемного труда со среднестатистическим уровнем доходов;
• б) «самозанятые работники», а также мелкие предприниматели, ис-
18 Шулус A.A. Методологические основы исследования экономической деятельности // Труд и социальные отношения. М., 2001. С. 145.
35
пользующие собственный труд и труд членов своей семьи.
С учетом такого членения субъектной системы A.A. Шулус предлагает так схематизировать систему видов экономической демократии (см. схему I)19.
Схема 1
Виды экономической демократии
Существует целый ряд моделей экономической демократии, свойственной современному обществу:
1) различные формы участия персонала в распределении результатов производства;
2) привлечение работников к управлению производством через спе-* циально созданные органы, наделенные самыми серьезными управленче-
скими полномочиями;
19 Там же.
- Київ+380960830922