Ви є тут

Социально-структурные предпосылки межэтнической напряженности

Автор: 
Кубякин Евгений Олегович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192581
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ
НАПРЯЖЕННОСТИ ............................................. 12
1.1. Этнос и этничность в современных социологических исследованиях.............................13
1.2. Социологический анализ
межэтнических отношений...................................25
® 1.3. Межэтническая напряженность
и национальные конфликты в полиэтничных обществах... 38 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ................. 50
2.1. Генезис современных межэтнических противоречий: социоисторический подход....................51
2.2. Суверенитет/ федерализм и национальное возрождение в России......................................64
2.3. Позиционирование этносов в системе политико-экономических статусов....................... 77
ГЛАВА 3. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ ^ В МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ........................ 91
3.1. Этнический статус и противоречия национальной идентичности в России.....................................92
3.2. Микрострухтурные конфликты в полиэтнических сообществах ......................................... 106
3.3. Интолерантность к представителям других этносов в процессе национального воспроизводства .... 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................134
ЛИТЕРАТУРА............................................139
Ч
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В течение XX века в этнических конфликтах погибло несколько десятков миллионов человек. На рубеже веков этнополитическая ситуация в мире остается крайне напряженной. Несовместимость двух общепризнанных принципов: нерушимости государственных границ и права наций на самоопределение - приводит к постоянному возникновению все новых и новых этнических субъектов, претендующих на собственную государственность. Национальные движения особенно активны в развивающихся странах, но они не обходят стороной и такие образцовые либерально-демократические государства, как Великобритания и Канада.
Особое место этнические конфликты занимают в России. Будучи одним из самых многонациональных государств мира, Россия всегда сталкивалась с проблемами межнациональных отношений. Различные способы их решения предлагались и во времена Российской империи, и в советский период нашей истории. Многие из этих способов доказали свою применимость и заслуживают изучения. Однако, просчеты в этой сфере, по единодушной оценке экспертов, стали одной из главных причин развала Советского Союза.
Беловежские соглашения положили начало сложным процессам ста-
•А
14
стремится к наиболее верному воспроизведению жизни этих групп», в то время как этнология «занимается сравнением предоставляемых этнологом описаний»1.
В свою очередь, предметом этносоциологии современные российские авторы считают «социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах»2. Таким образом, этнология закладывает общие теоретико-методологические основы изучения этнических общностей, а этносоциология представляет собой социологическую теорию «среднего уровня», анализирующую роль этнических факторов в жизнедеятельности социальных групп и социальное содержание этнических процессов и явлении.
Можно выделить два основных подхода к определению базового понятия этноса: объективный и субъективный. При объективном подходе основой этноса считается исторически сложившаяся общность территории, языка, культуры, психологии, обусловливающая этническое самосознание и самоидентификацию представителей данного этноса. По мнению российского исследователя С.Широкогорова, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освященных
1 Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001. С.8.
2 Арутюнян Ю.В., ДроОижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология. М., 1998. С.13.
традицией и отличаемых ею от таковых других»3. Более детальное определение этноса дает академик 10.Бромлей: «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)»4.
Объективный подход к определению этноса позволяет развернуть и проанализировать целостную систему связанных с этим понятием факторов, к числу которых относятся культура, психика, язык, эндогамия, природная среда, динамика этноса. Культурные, в частности языковые, аспекты выходят на первый план при этносоциологическом анализе, хотя и в трактовке понятия культуры как такового среди культурологов нет единства. По-видимому, все же наиболее распространенной трактовкой является понимание культуры как совокупности ценностей и норм, регулирующих социальное поведение. Именно эта нормативно-ценностная система всегда имеет этническую окраску и отличает представителей различных этносов друг от друга. Одним из важнейших проявлений культурной самобытности служит наличие множества языков, отличающих представи-
3 Широкогороз С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923. С.122.
4 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С.57-58.