Ви є тут

Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования

Автор: 
Митрофанова Ирина Игоревна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192865
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Введение...............................................................3-8
Глава 1. Теоретико-методологические основы социализации и образования
как социальный институт.........................................8-75
1.1. Концепции социализации личности в социально-гуманитарном аспекте...8-28
1.2. Образование как социальный институт социализации и его функции....29-41
* 1.3. Факторы профессиональной социализации личности в процессе
образования......................................................42-75
Глава 2. Реализация процесса профессиональной социализации личности
посредством образования в современном обществе................76-151
2.1. Система образования как социальная среда, жизненная ценность
и потребность личности в контексте социализации.................76-103
2.2. Высшее образование и его роль в профессиональной социализации личности.............................................................104-138
2.3. Модель образовательных условий и средств обеспечения социализации личности................................................139-151
Заключение.......................................................152-156
Литература
л
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Знания, интеллект, культура, образованность, интеллигентность должны стать приоритетным в жизни человека. Основные направления современных реформ, проводимых в сфере образования, включают демократизацию, гуманизацию, фундаментализацию, информатизацию, интеграцию, многовариантность, формирование и развитие личности. Именно поэтому современному обществу нужны конкурентоспособные специалисты-профессионалы, востребованные на рынке труда. Образование как социальное явление ориентировано на формирование личности, выполняет важнейшие функции профессионализации и социализации. Следовательно, система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из тех социальных институтов, значимость которых неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути информационного, технологического и социально-экономического прогресса. По мере развития общества более очевидным становится несоответствие уровня выпускаемых вузами специалистов потребностям общества, динамике его развития, востребованности на рынке труда.
Эффективность функционирования системы профессионального обучения, прежде всего, определяется спросом общества на специалистов того или иного профиля при необходимом уровне квалификации, т.е. социальным заказом. Объем социального заказа на профессиональное базовое обучение и его содержание определяется потребностями регионов.
В современном развитии российской экономики отмечается объективно существующий процесс регионализации всех сторон общественной и экономической жизни страны, в том числе и на становлении рынка профессионального образования. [110].
Поэтому проблема профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования нуждается в углубленном всестороннем исследовании и её решение имеет исключительно важное значение для стабилизации и устойчивого развития современного общества, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.
рассматривает особенности социализации как в младенчестве, детстве и юности, так и в пожилом возрасте. Согласно его мнению, роли, характерные для пожилого возраста (вдова, пенсионер), являются мало определенными и имеют низкий уровень ценности в обществе, вследствие чего возникают сложности В ИХ усвоении. При рассмотрении «психологии социализации» Смелзер близок к психоаналитической теории: в качестве механизмов социализации он
рассматривает имитацию, идентификацию, чувства стыда и вины. Причем первые два механизма оцениваются как положительно направленные, а два последующих - негативно направленные вследствие их ограничивающего характера.
Особенно ценным для нас в данной работе представляется обращение автора к вопросам влияния классовых, расовых, этнических, культурных различий на социализацию. Согласно его мнению, зависимость процесса становления личности несомненно зависит от принадлежности к определенному классу, расе, этнической или культурной общности.
В работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» отправной точкой рассмотрения проблемы социализации является тот факт, что индивид не рождается членом общества. [8]. Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества. Процесс приобретения индивидом социальности есть процесс социализации личности, который продолжается в течение всей жизни человека. Причем существует два вида социализации: первичная и вторичная. Первичная
социализация происходит в детстве и помогает человеку стать членом данного общества. Вторичная социализация есть приобретение специфически - ролевого значения, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. [8].
Первичная социализация имеет фундаментальное значение и оказывает огромное влияние на процесс вторичной социализации. Различие между первичной и вторичной социализациями заключается как в содержаниях этих двух составляющих единого процесса, так и в субъективном отношении социализирующегося индивида к агентам, оказывающим на него воздействие. Если в первом случае идентификация носит эмоционально заряженный характер, то во втором достаточно нейтральной идентификации.
Итак, не претендуя на широкий охват и исчерпывающую информацию, мы в целом охарактеризовали основные, представляющие собой наибольший интерес зарубежные концепции социализации личности.
17
На становлении теории социализации личности в отечественной науке не ^ могли не оказать влияния традиции изучения личности и ее формирования в историческом материализме, а также в психологии. Поскольку социализация является объектом междисциплинарного изучения, то и сегодня ее исследование идет на стыке различных наук. Много внимания уделяется ее изучению в психологической науке, в педагогике. [1; 41]. В социологической науке разработка проблемы социализации связана с именами таких ученых, как: Э. А. Домбровский, Ф. Г. Зиятдинова, И. С. Кон, В. Н. Лавриненко, В. В. Москаленко, X. Ф. Сабиров,
* Н. С. Фатхулин. [33:42; 52; 60; 75; 111; 127].
Одной из центральных в теории социализации является понятие «личность». Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Мы придерживаемся определения личности, данное В. А. Ядовым: «Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт W общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». [141].
Понятие «человек» в пределах социологической науки используется, когда важно выделить принадлежность лица к человеческому роду (homo sapiens). Свою особенность в употреблении обрело и понятие «индивид», которое употребляется чтобы подчеркнуть, что речь идет не о всех людях, не о любом, а о конкретном человеке. Наряду с вышеперечисленными понятиями «личность», «человек», «индивид» также употребляется понятие «индивидуальность» как выражение своеобразия, неповторимости и уникальности конкретной личности.

Процесс, в ходе которого «человек приобретает социальную природу», «из существа биологического превращения в существо социальное» называется социализацией. Однако к определению термина «социализация» в пределах отечественной науки существуют различные подходы. В целом в социологии принято определять ее как процесс (совокупность процессов), посредством которого индивид усваивает социальные нормы и ценности. Различия заключаются в том, что авторы: В. Г. Андрущенко, И. Т. Фролов, А. Г. Эфендиев ограничивают результат социализации возможностью индивида функционировать
4