Ви є тут

Рынок труда и занятости в условиях современного трансформирующегося российского общества

Автор: 
Сыроватский Валерий Владимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192943
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Список используемой литературы
222
Приложения............................................................235
Приложение 1. Сводная анкета «Типология безработных на регистрируемом
рынке труда Пермской области в зависимости от уровня их адаптации к
рынку»................................................................236
Приложение 2. Сводная анкета «Типология безработных на регистрируемом рынке труда Пермской области в зависимости от их стратегии
поведения»............................................................252
Приложение 3. Приказ Департамента ФГСЗН по Пермской области №120 от
31 октября 2003 года «О внедрении технологии»...........................263
Приложение 4. Профессиональный состав ищущих работу и вакансий на
рынке труда Пермской области в 2003 году................................293
Приложение 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая
2003 года № 568-р..................................................... 305
Приложение 6. Закон Пермской области от 20 марта 2003 года №665-129
(извлечение)..........................................................315
Приложение 7. Нстто-м и грация населения регионов Приволжского
федерального округа 1990-2000 гг........................................325
Приложение 8. Безработица в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе на 01.01.2004 г.......................................326
#
классовая борьба пролетариата и буржуазии, в основе которой лежит противоположность классовых интересов в отношении собственности на средства производства, а соответственно и политической власти. По Марксу, при капитализме существует два основных вида противоречий. Первое -противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Второй тип противоречия - противоречие между ростом богатства и растущей нищетой большинства, которое, по Марксу, со-временем приведет к революционному кризису. Он был убежден в том, что по мере развития капиталистического общества будет проявляться тенденция-к кристаллизации общественных отношений между двумя, и только двумя, группами - капиталистами и пролетариатом. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями^ приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием развития всех [82. С. 424 -447].
Большое влияние на развитие социологии как науки оказали труды Макса Вебера, теоретико - методологические посылки которого получили развитие в различных версиях «понимающей» социологии, рассматривающей общество «как результат поступков отдельных индивидов, обладающих свободой; выбора. В сущности, вне человека нет ничего такого,, что принуждало бы его действовать тем или иным- образом. Анализируя человеческую деятельность, по Веберу, нельзя исходить из тех же методологических принципов, что и естественные науки. Он считал, что абстрагироваться от того, что человек есть существо сознательное, не может ни историк, ни социолог, ни экономист. Вебер вводит в своем социологическом анализе понятия, с помощью которых обобщается' многообразие эмпирического мира и критерии истинности этих понятий. Таким критерием по Веберу, является «отнесение к ценности». Ценности могут быть теоретическими - истинность, политическими - справедливость, нравственными - добро, эстетическими - красота и др. Причем Вебер разграничивает «отнесение к ценности» от простой оценки, которая не
выводит наше индивидуальное впечатление за пределы субъективности.
Средством обобщения многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие «идеальный тип», который конструируется как теоретическая схема, а только потом соотносятся с эмпирической реальностью. По его мнению, такие понятия, как «экономический обмен», «капитализм», «христианство», «ремесло» и т.д. - лишь идеально -типические конструкции, употребляемые в качестве средств, для изображения исторических образований, которые нельзя отождествлять с; самой историко-культурной действительностью. По Веберу, задача социологии - с помощью социологических социальных типов устанавливать-общее правило событий безотносительно к пространственно - временному определению этих событий. В таком случае идеальные типы он называет чистыми идеальными типами.
В качестве методологической основы для социологии Вебер выбирает понятие «целерациональное действие», полагая что действие каждого индивида осмысленно и- рационально, то есть действие направлено к достижению осознаваемых индивидом целей и использующим для этого адекватных средств. Вебер пишет: «Социология - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым казуально объяснить его процесс и воздействие», и далее: «Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» [15. С. 602-603].
Неотъемлемым моментом социального действия, он считает, «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Отсюда «признание - «ориентация на другого» -становится одним из центральных методологических принципов «веберовской» социологии. Можно сказать, что наличие субъективного смысла и ориентация на других - два необходимых признака «социального действия» и его понимая предмета социологии.