Ви є тут

Межпоколенческая дифференциация среди молодых когорт в условиях преобразования российского общества

Автор: 
Леготин Эмиль Вячеславович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193049
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...........................................................3
Глава 1. Развитие теоретико-методологических оснований исследования поколений в истории социологической науки.............20
Глава 2. Факторы интеграции поколенческой общности и дифференциации поколений
в процессах воспроизводства и трансформации общества...............60
Глава 3. Особенности дифференциации поколений
в условиях трансформации российского общества......................94
Глава 4. Основные тенденции в формировании возрастных и межкогортных различий в процессе социального становления молодых когорт (на примере Республики Башкортостан)..............................127
Заключение.......................................................178
Список использованной литературы.................................. 187
*
Введение
Крупномасштабные социальные изменения в российском обществе, происходящие на протяжении последних лет, являются постоянным объектом исследовательского внимания со стороны социальных наук. Широко признается, что эти преобразования - один из наиболее значительных поворотов в российской истории, происходящий под давлением как внешних вызовов, так и внутренних причин. Термины, используемые для характеристики этих изменений, у исследователей разнятся. Так, одной из наиболее влиятельных является метафора "перехода" - экономисты предпочитают говорить о "переходной экономике", политологи - о "демократическом транзите". В социологическом сообществе все большее распространение получает термин "трансформация".1 Можно согласиться с теми, кто предпочитает говорить о протекающих процессах скорее как о трансформации, чем о реформировании - во-первых, по причине масштабности происходящих изменений, затрагивающих всю систему общественных отношений в ее наиболее существенных основаниях, во-вторых постольку, поскольку мы имеем дело с малоконтролируемым из одной точки ходом событий при отсутствии определенного и ответственного социальноисторического субъекта. Тем не менее, подлинно социологический анализ не может обойтись без субъектов изменения. Достаточно тривиальным в социологии является тезис о том, что история есть творчество людей, есть деятельность, совершаемая в определенных обстоятельствах, являющихся продуктом прошлого. Объективирующий подход к изменениям, основанный на анализе суверенной динамики экономических и политических институтов, явно недостаточен. Социологический анализ общественной трансформации должен исходить из принципа неразрывной связи объективного и субъективного уровней изменения, а также из наличия множественньрс субъектов изменения. Кроме то-
1 См.: Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.
3
разработке методологической основы дальнейшего изучения поколений на базе длительных мониторинговых исследований.
Практическая значимость работы состоит в выявлении основных факторов, определяющих возрастные и поколенческие различия, описании различных поколенческих моделей поведения среди молодых когорт, что может быть использовано при разработке эффективной государственной политики по отношению к различным возрастным группам. Материал, обобщенный в диссертации, и ее выводы могут быть использованы в преподавании ряда учебных курсов по социологии молодежи, возрастной социологии, социальной демографии, социологии переходного общества и теории социальной трансформации.
Апробация результатов данного исследования проводилась в ходе неоднократных выступлений на научных конференциях, при участии автора в подготовке ряда коллективных монографий, а также в преподавании курсов "Социология социальных изменений", "Социология образования", "Социология коммуникации" и "Социальная антропология", читаемых автором на факультете философии и социологии БашГУ.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
4
«
19
Глава 1. Развитие теоретико-методологических оснований
исследования поколений в истории социологической науки
Термин "поколение" является одним из наиболее многозначных и неопределенных в социологической науке, что отражает как собственно научную проблему определения поколения, так и широкое употребление этого понятия за пределами научных текстов. И.С.Кон, отмечая связи данного термина и с междисциплинарным контекстом, и с обыденным языком, указывает на его семантическую многослойность, выделяя по крайней мере пять самостоятельных значений этого слова: "1) как ступень происхождения, 2) как возрастнооднородная группа, 3) как стадия развития, 4) как отрезок времени, 5) как Zeitgeist (дух времени)".1
Б.Дубин указывает на значительную роль термина "поколение" в обыденном и общественном сознании и анализирует его прежде всего как категорию языка. Кроме того, отмечается, что можно говорить о метафоре поколения в языке социальных наук и наук о культуре (истории, социологии, филологии и т.д.). Исходя из этого, им выделен ряд смысловых планов категории "поколение" с точки зрения как общекультурной повседневной и идеологической семантики, так и с точки зрения гуманитарно-научной и социально-научной семантики. В данном случае, как нам представляется, речь идет не о строгих дефинициях, а о наборе коннотативных смыслов этого термина, включенного в различные культурные нарративы:2
1) поколение как рамка идентификации действующих субъектов, набор их ориентаций, структура опыта;
2) нормативные циклы смены человеческого материала - занятия основных социальных позиций, часть которых - старших и старых - действующие субъекты всегда застают уже готовыми;
1 Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. М., 1979. С. 209.
2 Дубин Б. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения. 2002. №2
20