Ви є тут

Межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность как фактор подготовки квалифицированных специалистов

Автор: 
Мариничева Анна Витальевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193062
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы межкультурной коммуникативно-профессиональной компетентности будущих специалистов. • 16
1.1. Структура межкультурной коммуникативно-профессиональной
компетентности 16
1.2. Роль и место межкультурной коммуникации в процессе образования 48
1.3. Роль межкультурной коммуникативно-профессиональной
компетентности в профессиональном становлении специалиста 71
Глава 2. Практические аспекты межкультурной коммуникативнопрофессиональной компетентности будущих
специалистов 89
2.1. Значение межкультурной коммуникативно-профессиональной компетентности для личностного развития будущих специалистов 89
2.2. Значение межкультурной коммуникативно-профессиональной компетентности для профессионального становления будущих специалистов 118
2.3. Способы повышения уровня межкультурной коммуникативнопрофессиональной компетентности будущих специалистов 133
Заключение 160
Библиография 167
Приложение 198
1
Введение
Актуальность темы исследования
Проблема межкультурного общения в условиях многоязычия, характерного для земной цивилизации, является одной из древнейших и до сих пор не получила своего удовлетворительного решения. Результаты имеющихся исследований по проблемам межкультурной коммуникации свидетельствуют о том, что они являются одними из наиболее актуальных в контексте современной социальной действительности. Это объясняется не только их многоаспектностыо, но и новым социальным заказом к разработке этих вопросов.
Динамика общественного развития, социокультурный характер протекающих процессов определяют актуальные социальные потребности, связанные со спецификой современного процесса межкультурной коммуникации. Сегодня становится очевидным, что человечество развивается по пути взаимодействия, взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всего мира. Главным и единственным субъектом этого взаимодействия является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с другими людьми, образуя вместе с ними единый общественный организм - социум.
Однако человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. Различия в языках, традициях, нормах, мироощущениях являются одновременно и огромной ценностью каждой культуры, и главным препятствием для взаимодействия. Очевидно, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ею необходимо целенаправленно овладевать. Система образования призвана формировать социально значимые характеристики личности и отвечать актуальным социокультурным потребностям личности и общества. И одним из наиболее важных аспектов этой проблемы является формирование такой личностной характеристики,
личности открывать в себе чувство другого» рассматривают коммуникацию «персоналисты» (основные теоретики: H.A. Бердяев (Россия), Дж. Ройс (США), Ж. Лакруа (Франция))18. Философ-экзистенциалист и писатель А. Камю рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а лишь как «акт, в котором проявляется одиночество каждого человека: подлинное общение между людьми невозможно»19.
Наиболее активно процессы общения начали изучаться в научной литературе со второй половины XX века. В 1950-60-е гг. общение рассматривалось через позиции новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как «односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилось к идее передачи информации от автора к адресату»20.
В 50-60х гг. различными аспектами процесса общения стали заниматься психологи и лингвисты, которых интересовали социальные аспекты общения. Коммуникация все больше рассматривается как человеческая коммуникация. Свое внимание исследователи сосредотачивают теперь на психологических характеристиках участников общения, и почти не обращаются к анализу механизма общения [347]. В их подходах коммуникация - это прежде всего взаимодействие, а каждый участник оказывает влияние на это взаимодействие. Это не просто прием-передача информации, но некое взаимопонимание между участниками.
Следующий этап пришелся на 80-е гг. и характеризовался расширением системного подхода к коммуникации. Различные способы общения стали изучаться социологами, занимавшимися анализом социальной сущности общения, которая понималась как «следствие закономерностей
18 Бориснев С.Б. Социология коммуникации. М., 2003.270 с.
19 Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации// Соцнс. Ежемесячный научный и общ.-политический журнал Российской академии наук. М.,2001_К£8.
Грушевпикая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации (под редакцией А.П. Садохина.). М., 2002.352.С.
18
функционирования общества, взаимодействия его членов, становления и
Л 1
развития личности, организаций, общественных институтов.»
При изучении процессов общения необходимо остановиться на соотношении понятий «общение» и «коммуникация». Очень часто эти два понятия употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними выявляются существенные различия.
Слово «общение» зачастую используют не в строго терминологическом смысле, а как обозначение процесса обмена мыслями, информацией и даже эмоциональными переживаниями собеседников. По определению психологического словаря, общение - «это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека».22
Лингвисты рассматривают общение как «актуализацию коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях».23
В социологии под общением понимается социально обусловленный вид деятельности людей. [24]
Существуют различные определения этого понятия. Представим некоторые из них, отражающие различные точки зрения на данную проблему: Общение - «одна из форм жизнедеятельности и условия социальной детерминации развития личности, формирования психики человека». [Ананьев Б.Г. 6]
Общение - «взаимодействие людей, в котором каждый из участников этого взаимодействия, побуждаемый более или менее осознаваемыми им мотивациями, реализуют определенные цели». [Бодалев А. А. 22.]
21 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации (под редакцией А.П. Садохина.). М., 2002.352.С.
22 Психология личности. Хрестоматия. Изд. 2-е. Самара; 1999.С.45.
21 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации (под редакцией А.П. Садохина.). М., 2002. 352.С.
19