Ви є тут

Социальный потенциал молодежи как фактор социально-экономического развития региона : Социологический анализ

Автор: 
Березутский Юрий Владимирович
Тип роботи: 
Социологический анализ
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
171
Артикул:
193129
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................... 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ КАК
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА..................... 16
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению молодежи
как социальной группы..................................... 16
1.2. Современные подходы к исследованию социального потенциала молодежи................................................... 31
1.3. Молодежь современного российского общества:
состояние, проблемы, перспективы развития................. 59
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА....................................................... 73
2.1. Состояние социального потенциала молодежи региона: социологический анализ..................................... 73
2.2. Социально-экономическая среда региона как средство формирования и развития социального потенциала молодежи.... 96
2.3. Основные направления региональной политики по
управлению социальным потенциалом молодежи................ 106
Заключение.................................................... 123
Список использованных источников и научной литературы......... 128
Приложение 1. Распределение ответов респондентов на вопросы
анкеты «Молодежь Хабаровского края: проблемы и
перспективы» в зависимости от возраста........... 139
Приложение 2. Линейные распределения ответов на вопросы анкеты «Социальный потенциал молодежи Хабаровского края»......................................................... 158
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших факторов функционирования и развития современного российского общества является молодежь, которая, составляя примерно пятую часть населения страны, играет большую роль в социальных переменах и в реализации курса реформ.
Радикальная трансформация социальной структуры российского общества с начата 90-х гг. XX века до настоящего времени привела к образованию новых качеств молодежи, изменила ее роль в социально-экономическом развитии страны.
Важным условием развития прогрессивного общества является преемственность поколений. Обеспечение этой преемственности предполагает заботу государства как социального института о молодежи. Однако эта функция государством не в полной мере реализуется, что отчетливо проявилось в ряде негативных характеристик состояния российской молодежи. Прежде всего следует отметить: ухудшение основных социально-демографических показателей и физического здоровья, противоречивую ситуацию в сфере образования, проблемы в сфере занятости, усиление социальной дифференциации, рост криминализации в молодежной среде.
Современное состояние российской молодежи и его динамика, имеющая негативные тенденции, актуализируют рассмотрение такого феномена, как «социальный потенциал молодежи», который представляет собой интегральную характеристику качеств и возможностей молодежи, формируется и реализуется под воздействием определенных факторов.
Процессы, протекающие в социально-экономической сфере современного российского общества, не позволяют в полной мере реализовать потенциальную энергию, свойственную молодежи, разрывают
3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению молодежи как социальной группы
В современной социологической науке большое значение придается изучению молодежи как одной из основных социальных групп общества. Предметом социологического анализа молодежной проблема гики является изучение роли и места молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах общественной жизни, формирование активной жизненной позиции и т.д.
Социологические исследования молодежи основываются на разных теоретико-методологических подходах. Их рассмотрение позволяет обобщить имеющийся теоретический арсенал науки, выявить новые подходы к исследованию социального потенциала молодежи российского общества в условиях его трансформации.
Интерес к изучению молодежной проблематики своими корнями уходит далеко за пределы приобретения социологией своего научного статуса. Философские представления о молодежи начали складываться еще в античную эпоху. В работах Сократа, Платона, Аристотеля нашли отражение вопросы воспитания и обучения молодежи, ее служения родителям, государству и обществу, соблюдения традиций, выполнения своего долга перед богами и людьми, обсуждаются наиболее
16
благоприятные возрастные периоды для исполнения тех или иных общественных дел.1
Осмысление личной и общественной жизни молодежи, ее участие и роль в жизни общества, воспитание и образование, а также становление личности нашли свое отражение в работах А. Августина, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.2
Проблемы молодежи, в большинстве своем имеющие отношение к образованию, внутреннему саморазвитию и самовоспитанию отражены в работах И. Канта, Г. Гегеля.3
Социологическое осмысление молодежи в социальной структуре общества в конце XIX - начале XX веков было обусловлено усложнением социальной структуры общества, кризисом традиционной семейной социализации, развитием системы массового профессионального образования, высвобождением молодого поколения из-под влияния семьи и выделением его в качестве объекта социализации со стороны государства. Проблемы социализации молодежи через воспитание и образование нашли отражение в * социологических концепциях Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и др.4
В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса потенциал молодежи является органической составной частью классов и групп. Он формируется в русле их жизнедеятельности, основных потребностей, позиций в классовых и социально-групповых интересах. Тем самым обеспечивается связь
1 См.: Платон. Апология Сократа // Соч. В 3-х т. Т.1. - М., 1968: Аристотель. Политика И Сочинения. В 4-
х т. Т. 4. / Пер. с др.-греч. Общ. ред. А.И. Доватура. - М., 1983.
: См.: Августин А. Исповедь / П. Абеляр История моих бедствий: Пер. с лат. - М.: Республика. 1992;
Мор Томас. Утопия: Пер с лат. - М.: Наука, 1978; Кампанелла Т. Город Солнца. Пер. с лат. и
комментарии Петровского Ф А. - М., 1954: Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. / Под ред. Г.Н. Дисгбладзе. - М.: Педагогика. 1981. - Т. 2.
' См.: Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Собр. соч. в 8 т. Т. 8 / Пер. с нем. Под общ. ред. A.B. Гулыги. - М., 1994; Гегель Г.В.Ф Работы разных лет. В 2-х т. Т. 2 / Сост.. общ. ред. и встуи. ст. A.B. Гулыги. Пер. с нем. - М.. 1971.
4 См.: Дюркгейм Э. Социология. - М.. 1995. - С. 254; Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 21-32: Сорокин П Кризис современной семьи //Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни - 1916, - №1.
17