Ви є тут

Теоретико-методологические основы социологического анализа конструирования виталистской модели социальной политики

Автор: 
Мазайлова Татьяна Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
195100
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО И
АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 .Основные научные подходы к исследованию социальной политики 11
1.2.Теоретическое конструирование социологических моделей социальной 45 политики
ГЛАВА И. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ 76
ВИТАЛИСТСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 .Теоретические основы выявления и анализа основных компонентов 76 виталистской модели социальной политики
2.2.Социальные программы как компонент виталистской модели социальной 94 политики
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ 119
ОЦЕНОК ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Основные теоретические подходы к исследованию эффективности 119
социальной политики
3.2.Теоретический конструкт системы оценок эффективности виталистской 146
модели социальной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 178
ПРИЛОЖЕНИЕ 191
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном обществознании, социальной работе, социально-управленческой практике повышается интерес к изучению социальной политики. Это связано с тем, что характер и масштабы социальных проблем требуют разработки эффективных регуляторов социальных отношений в современном обществе.
Исследование проблем формирования и реализации социальной политики традиционно было сопряжено с идеями о социальном государстве. Представления о социальном государстве как цели социально-политической деятельности позволило учёным выделять различные характеристики социальной политики, метода и средства её реализации, анализировать их влияние на жизнедеятельность общества. В конце XIX в. стало активно разрабатываться социальное законодательство, которое должно было обеспечить выработку комплекса мероприятий, направленных на решение возникающих социальных проблем, что послужило основой формирования первых социальных программ как механизма реализации социальной политики.
В XX столетии оформляются основные типологии моделей социальной политики, в основание которых положены принципы перераспределения ресурсов, стратегии социальной политики.
Социально-политическое реформирование российского государства в конце XX - начале XXI в. привело к смене приоритетных направлений социальной политики, постановке новых стратегических целей, поиску и выбору оптимальных механизмов реализации, выработке новой законодательной базы формирования социальной политики. В этот период особенно важным становится поиск критериев эффективности социальной политики, которые бы позволяли адекватно оценить специфику реализуемой модели и её способность решать проблемы в социштьной сфере.
В соответствии с этим становятся актуальными социологические исследования, ориентированные на познание содержания факторов обеспечения стратегии реализации социальной политики, оптимизации механизмов воздействия мер социальной политики на конкретного человека, социальные группы, общество в целом. Данные исследования позволяют обозначить вектор поиска эффективной модели социальной политики, выявить наиболее оптимальные стратегии реформирования социальной сферы, обозначить направления интеграции целей социальной политики и потребностей социальных субъектов.
3
В городах и поселениях региона за реализацию региональной социальной политики отвечают органы местного самоуправления. Для этого кроме средств, поступающих из регионального бюджета, они используют местные налоги и другие источники средств. Во всех регионах существует практически единый список этапов формирования социальной политики, включая выработку направлений, определение их приоритетов, формирование бюджетов отраслей социальной сферы, разработку социальных проектов, разработку региональных социальных программ, процесс реализации, оценку результатов выполнения программ.
Таким образом, региональная социальная политика - это система целей \) задач органов региональной власти по управлению социальной сферой, реализуемых с учётом сформированной региональной концепции социально-экономического развития региона. На уровне региона уточняются и дополняются основные цели социальной политики, разрабатываемые на федеральном уровне социальной политики, разрабатываются и реализуются социальные программы, отражающие в поставленных целях и задачах специфику социальной проблематики региона. В период перераспределения функций управления социальной сферой между федеральными и региональными государственными органами управления, субъектами федерации и местными органами власти, региональные органы власти выходят па передний план в качестве основного субл>екга формирования разработки, реализации региональной социальной политики. Значительная региональная составляющая в реализации эффективной социальной политики, проявляется в специфике расстановки региональных приоритетов, использовании определённого набора методов, средств, форм управления в решении социальных проблем.
Рассматривая влияние социальной политики на конкретного человека и общество в целом, необходимо отметить, что процесс организации и реализации социальной политики имеет определённую организационно-управленческую структуру. Особенности данной структуры имеют прямую взаимозависимость с политическим строем, целями и задачами развития государства. Управление процессами развития социальной сферы 'гребует воздействия управляющей системы на управляемую подсистему. Технологии управления в данном случае выбираются в зависимости от специфики проблем и потенциала систем управления. С позиций организации и осуществления управления социальными процессами выделяется
18
социально-управленческое и технологическое направление в исследовании социальной политики.
Социальная политика в рамках данного подхода может быть определена как деятельность г осударства в социальной сфере, направленная на объединение усилий субъектов управленческих и хозяйственных структур решения социальных задач общественного развития, с использованием различного характера технологий и методов воздействия.
Традиция аначиза социальной политики с позиции управления получила наиболее широкое распространение в конце XX века в Германии. Важное значение отводилось трактовке функций управления в обществе, степени вмешательства государства в экономику и социальные отношения. Развитие рынка и требования радикально настроенных политических кругов Германии привело к тому, что социальной политикой считалась препятствием организации управления процессами общества, его гармоничному развитию, росту благосостояния населения. [168,138,84,26,25,62].
Развитие общества при отстранения государства от борьбы с неравенством и бедностью возможна, если в качестве главных будут признаны таки цели, как свобода, индивидуальная деятельность и экономический рост, результатами которого смогут в конечном итоге воспользоваться все. Сторонники активного вмешательства в экономику придают социальной политике первостепенно значение.
А. Вагнер, Г. Шмоллер, Шеффле и другие члены Общества по изучению социальной политики закладывают основы изучения современной концепции «социальной рыночной экономики», рассматривающей социальную политику' как государственное воздействие на общественное целое и, в частности, на условия воспроизводства определённых групп населения. Основной группой населения, способной оказать влияние на развитие общественных отношений, по мнению ученых, являлся рабочий класс [138]. Так, представители государственного социализма (Р. Майер, К. Тодт и др.) считали, что решение проблем рабочего класса возможно путём подавления господства буржуазии и осуществления социалистической организации производства, что позволит удовлетворить потребности рабочего класса и укрепить монархию [26]. Общественные деятели, учёные того времени предлагали внести изменения в законодательство, позволяющее закрепить на уровне государства основные гарантии и механизм
обеспечения достойных условий труда и защиты прав рабочих [25].
19