Ви є тут

Специфика экономического поведения человека в сфере образования сбережений

Автор: 
Попова Тамара Алексеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
195474
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение. 3
I. Социально-экономическая природа сбережений 13
1.1. Теоретические основы анализа поведения человека в процессе образования сбережений как элемента экономического поведения личности. 13
1.2. Влияние экономических, социокультурных и исторических факторов на мотивацию
образования сбережений. 44
II. Поведенческие реакции личности в
Процессе образования сбережений. 78
II. 1. Типы сберегательного поведения человека в зависимости от принадлежности
к определенной социальной группе. 78
11.2. Влияние уровня жизни на сберегательное поведение населения
Курской области. 105
И.З. Механизмы воздействия на сберегательное
поведение человека: реализованные и нереализованные возможности. 128
Заключение. 149
Список литературы. 152
Приложения.
2
Введение,
Значимость проблемы образования сбережений определяется не только с позиции макроэкономического подхода к формированию потенциальных ресурсов для инвестирования, обеспечивающих экономический рост страны, но и с позиции личностного подхода к реализации потребности человека в самовыражении и саморазвитии.
Актуальность работы определяется рядом причин.
В современных условиях, с началом экономических реформ, произошло глубокое изменение в окружающей социально-экономической ситуации, которое потребовало от личности значительного изменения поведения в сфере хозяйственной деятельности.
Изменения в социально-экономическом положении большинства населения, связанные со значительным снижением уровня жизни, привели к переосмыслению стратегии экономического поведения, причем эти процессы сопровождались углублением социальной дифференциации. Обесценивание сбережений вследствие высокой инфляции поставило перед человеком задачу адаптации к новым условиям в сфере образования сбережений, переоценки своих возможностей в этой области.
Значительные изменения произошли как в источниках получаемых населением доходов, так и в структуре расходов. В современных условиях социальная политика ориентирована на значительное сокращение бесплатных социальных услуг, распределявшихся ранее через фонды общественного потребления. Человек, получавший ранее значительную материальную помощь со стороны социального обеспечения, в современных условиях вынужден рассчитывать в основном на собственные силы, в том числе и в вопросах планирования своего потребления и сбережения. Подобные изменения в сознании личности приводят к изменению в мотивации образования сбережений.
3
которой целерациональное действие остается классической моделью робинзонады. Авторы робинзонад не предусматривали в поведении человека никакой "ориентации на другого": в основе действия для них лежал индивидуальный "интерес". "Социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других индивидов. Например, деньги означают средство обмена, которое действующий индивид принимает при обмене, так как ориентирует свое действие на ожидание того, что в будущем при обмене их, в свою очередь, примут "неизвестные ему и неопределенно многие другие" (39, с.625).
Анализируя подход Вебера к объяснению экономического поведения человека, можно заметить, что в своей теории он отталкивается от строго рационального экономического подхода.
Наиболее понятным для социологии, по мнению М. Вебера, является такое действие, которое направлено к достижению ясно сознаваемых самим действующим индивидом целей и использует для достижения этих целей средства, признаваемые адекватными самим действующим лицом. Описанный тип действия Вебер называет целерациональным. Для понимания целерационального действия нет надобности прибегать к психологии. "Чем однозначнее поведение ориентировано в соответствии с типом правильной рациональности, тем менее нужно объяснять его протекание какими-либо психологическими соображениями" (39, с.627).
Однако, данная теория не ограничивается лишь целерациональным поведением личности.
Вебер указывает четыре вида действия: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное, которые располагаются в порядке возрастающей рациональности. "Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:
1) целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей как ответная реакция на
17
рациональное действие индивида (критерием рациональности является успех);
2) ценностно-рационально, то есть через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность, независимо от успеха;
3) аффективно, особенно эмоционально - через актуальные аффекты и чувства;
4) традиционно, то есть через привычку" (39, с.628).
Характерно, что сам Вебер считал наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального поведения индивида его поведение в сфере экономической: обмен товаров, конкурентная борьба на рынке, биржевая игра и так далее.
Обобщая теорию М. Вебера о социальном действии, необходимо отметить, что экономическое поведение рассматривается ею с точки зрения конкретной личности: в качестве основных определяющих поведение человека факторов выделяются субъективная мотивация личности, субъективная ориентация на окружающее человека общество. Такой подход может быть охарактеризован как "индивидуалистский”.
Иной, нежели "индивидуалистский" - "холистический" подход к теории социального действия связан с именем Э. Дюркгейма.
Э. Дюркгейм также понимал действие с точки зрения значений, приписываемых человеком определенной ситуации, но для него они, в отличие от Вебера, существуют вне и над человеком и являются "социальными фактами", которые составляют "коллективную совесть", воздействующую на личность и ее поведение. Оба классика анализируют социальное действие индивида, одним из проявлений которого является экономическое поведение человека, но если М. Вебер движется в направлении от человека к обществу как целому, то Э. Дюркгейм - от общества как объективной реальности, влияющей на поведение индивида, к человеку.
18