Ви є тут

Усиление роли государства в период рыночных реформ : На примере российского сектора телекоммуникаций

Автор: 
Бычкова Ольга Викторовна
Тип роботи: 
На примере российского сектора телекоммуникаций
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
202
Артикул:
195487
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 20
1.1. Модель реформ как поиск и перераспределение ренты 26
1.2. Модель реформ как потеря и восстановление
экономической власти государства 50
Выводы 63
ГЛАВА 2. УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ:
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 65
2.1. Выбор эмпирического материала и границы исследования 65
2.2. Операционализация основных понятий исследования 70
2.3. Методика исследования 73
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА К РЕГУЛИРОВАНИЮ
СЕКТОРА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ:
"ПОТЕРЯННАЯ ВЛАСТЬ" И ЕЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ 92
3.1. Организация работы сектора телефонной связи в советский период 94
3.2. Сектор телефонной связи в позднесоветский период, 1985-1990 годы 104
3.3. Деятельность сектора в постсоветский период, 1991-2001 годы 112
3.4. Создание ’’Связьинвеста", 1994 год 117
3.5. Первая попытка приватизации, декабрь 1995 года 138
3.6. Способы формирования государственного потенциала, 1996-1998 годы 144
3.7. Участники процесса консолидации, март-июль 1997 года 159
3.8. Предварительные итоги рыночных реформ в секторе, конец 1990-х годов 170
Выводы 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 185
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 198
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 199
ПРИЛОЖЕНИЕ З
200
3
ВВЕДЕНИЕ1
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России прошло под знаком "перехода к рынку" и "рыночных реформ". Были проведены экономические преобразования, модифицировались советские социальные институты, появились новые - рыночные структуры. Анализ и оценка результатов этих изменений представляют собой приоритетное направление исследований современной политической экономии и экономической социологии.
Общепризнанными объектами данных исследований являются "государство" (организованная монополия на специфичные общественные ресурсы - насилие, собственность, деньги2) и "рынок" (система, включающая два института: права собственности и контрактные отношения3). В течение последнего десятилетия представления об участии государства в процессе рыночного реформирования изменились кардинальным образом - от игнорирования его роли до провозглашения одним из основных агентов строительства рынка. Сегодня тезис о необходимости учитывать "способность государства к преобразованиям" (в частности, способность изолироваться от рыночных агентов, или групп интересов) общепризнан как в научных, так и общественных кругах. Однако данный аргумент является лишь общим знанием и требует более детального рассмотрения для понимания особенности преобразований в постсоветских странах.
В России, где государство всегда выступало основным агентом экономической деятельности общества, проблема изменения форм его
Автор выражает признательность ИДПО «Европейский Университет в Санкт-Петербурге» за возможность проведения диссертационного исследования и благодарит научного руководителя В.Я.Гельмана и преподавателей факультета политических наук и социологии ЕУСПб Д.Вудраффа, О.В.Хархордина, В.В.Волкова за помощь при написании работы.
2 Weber М. Economy and society: an outline of interpretive sociology/ Edited by G. Roth, C. Wittich; translator E. Fischoff. - Berkeley: University of California Press, 1978. - Vol.2, ch. 9; vol.3, ch. 10-13.
3 Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: Трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. - М.: Центр политических технологий, 1998. - С. 12-13.
19
контроля федеральных органов над сектором (1996-1998); вторая попытка приватизации "Связьинвеста" (1997); дальнейшие меры усиления власти (1998-2001) (Гпава 3, §3.3 -3.8).
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в выделении концептуальных основ анализа российской рыночной трансформации, определение альтернативной "слабому государству" модели "консолидирующегося государства" и определении роли различных социальных агентов в процессе консолидации. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам политической экономии, экономической социологии и политического процесса в России. Содержание диссертации может использоваться при разработке таких специальных курсов, как "Государство и рынок в постсоветской России", "Общественная политика в сфере телекоммуникаций", "Социология государства", а также различных методологических курсов по проблемам политического анализа. Кроме того, отдельные положения диссертации могут использоваться для выработки общих основ современной российской политики регулирования в секторе телекоммуникаций.
Апробация работы. Отдельные идеи и выводы диссертационной работы были изложены в опубликованных и готовящихся к публикации статьях автора ("ПОЛИС", "Экономическая социология", "Политическая наука" и др.) и выступлениях на научных конференциях разного уровня (аспирантский семинар факультета политических наук и социологии, Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 1999, 2001; семинар программы SSRC-1TIC, Колумбийский Университет (США), 2002; конференция Nordic Politicai Science Association, Университет Олбурга (Дания), 2002; семинар Института анализа поведения предприятий и рынков, ГУ-ВШЭ, 2002 и др.).
Структура диссертации. Общий объем диссертации 202 страницы, из них основного текста - 184 страницы. Библиография состоит из 192 источников.
20
ГЛАВА 1. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Данная глава посвящена обзору теоретических подходов и моделей, применяемых при анализе процесса рыночного реформирования в посткоммунистических странах. При этом основной задачей является определение и обсуждение аналитических схем, наиболее подходящих для описания взаимодействия политических и экономических агентов в случае трансформации российского сектора телекоммуникаций. Глава начинается с общего описания процесса реформ в секторе, приводятся основные варианты его интерпретации в средствах массовой информации и академической литературе. Затем представлен обзор теоретических положений и конкретных эмпирических исследований сторонников двух подходов к описанию политики экономической трансформации - распределения ренты и восстановления государственной власти. Предлагается проверить плодотворность совместного использования основных идей данных подходов к описанию отдельных случаев реформ в различных отраслях экономики.
***
В начале 1990-х годов слово "рынок" было самым популярным в российском обществе. Согласно либеральной и неолиберальной традиции, основными инструментами "перехода к рынку" должны были стать меры политики рыночных реформ, такие как приватизация, либерализация и стабилизация. К середине 1990-х годов стало ясно, что реформы в целом привели к преобразованию советской экономической системы в постсоветскую модель рынка, однако не того и не такого, который ожидался неолиберальной экономической теорией. Тенденции развития российского государства -фрагментация его власти во многих отраслях экономики и регионализация управления - не вписывались в общие представления о рыночной трансформации.
Политика реформ была проведена и в секторе телекоммуникаций. С 1991 года здесь началась реализация реформ, направленных на трансформацию командного управления в систему рыночного регулирования. Связь начали реформировать сразу по нескольким направлениям. Во-первых, структура единой советской отрасли была разделена на три блока предприятий: почты, электросвязи (телефон и телеграф), трансляции программ теле- и