ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________ 3-14
Раздел 1. Методологические проблемы исследования профессионального выбора современной молодежи.____________________ 15-44
Раздел 2. Объективные и субъективные факторы формирования профессиональных предпочтений молодежи.________________ 45-76
Раздел 3. Особенности процесса профессионального выбора российской молодежи._______________________________________ 77-114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________ 115-118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 119-132
ПРИЛОЖЕНИЕ
133
3
Введение
Актуальность темы исследования. Современная Россия находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Реформируются политическая и экономическая системы, трансформируются все виды социальных отношений. По мере становления рыночных отношений проблема профессиональных предпочтений всё более актуализируется и усложняется, высвечиваются ее новые грани. С переходом к рыночным отношениям в российском обществе существенно изменились социально-экономические условия жизни, заметна тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи, как со стороны государства, так и со стороны органов местного самоуправления.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется тем, что главными чертами современной ситуации является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределенность в отношении будущего. Нестабильностью характеризуются многие сферы общественной жизни, социальные институты, в которые включена или включается молодежь. Это относится и к системе образования, где каждый год увеличивается число платных услуг в сфере обучения и происходит рост требований к знаниям абитуриентов; и к сфере занятости, где положение в течение последнего времени непрерывно ухудшалось; и в целом к затянувшемуся экономическому и политическому кризису в стране.
Иными стали ценности и нормы, идеологическое воздействие характеризуется разнонаправленностью. Нестабильность и кризисные процессы в обществе глубоко затронули и семью, негативно влияя на её материальное положение и морально-психологический климат. В таких условиях молодежи действительно трудно принимать решения, имеющие жизненно важное значение.
Социологические исследования процесса профессионального становления молодежи ведутся и в России и за рубежом. Результаты
12
дальнейшие успехи в жизни чаще связывают с уровнем материального вознаграждения, а не с будущей профессиональной деятельностью. Трансформация привлекательности разных профессий за десятилетие рыночных реформ отражает не только новые возможности перед молодыми людьми, но и новые ограничения и трудности, связанные как со свертыванием наукоемких отраслей, общим экономическим спадом, безработицей, так и с ужесточением обстоятельств выживания, сменой условий получения качественного образования и освоения новых образцов жизни.
4. Сам выбор профессии часто делается молодым человеком, исходя из своих идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой сейчас стала широко доступной в большинстве городов страны. Современная общероссийская тенденция профессиональных предпочтений свидетельствует о том, что для молодежи наиболее привлекательными являются такие профессии как юрист, экономист, менеджер, банкир. В результате такого выбора в обществе наблюдается дисбаланс между системой подготовки таких специалистов и реальным спросом на них на рынке труда, который уже перенасыщен данными специалистами.
5. Процесс формирований профессиональных предпочтений молодежи^ является результатом сложного взаимодействия различных объективных обстоятельств и субъективных факторов, сводящихся и к специфике личности молодого человека, его ценностных ориентаций, и к роли внешних воздействий на нее. Совокупность разнообразных факторов представляет собой условное социально-экономическое и социокультурное пространство, на котором происходит процесс социально-профессионального становления и самоопределения.
Процесс формирования профессиональных предпочтений связан со спецификой возрастных когорт молодежи. Если в ранней юности молодежь больше ориентируется на внешние, объективные обстоятельства, то к 30
годам база адекватной субъективной составляющей в выборе профессиональных предпочтений будет более серьезной, чем объективной. Поэтому, современная система профессиональной ориентации должна строиться с учетом всех факторов, в том числе и возрастных особенностей молодежи.
6. На процесс формирования профессиональных предпочтений современной российской молодежи оказывают воздействие региональные особенности социально-профессиональной структуры, климатические условия, отраслевая специализация того или иного региона в единой системе производства и экономических отношений и др. В последнее время все большее значение в процессе профессионального выбора молодежи стали играть материальные возможности семьи, обеспечивающие разные стартовые возможности для молодых людей из семей с условно «достаточным» и «не достаточным» уровнем дохода. Система образования и средства массовой информации также занимают не последнее место в общей структуре формирования профессиональных предпочтений. Выступая главным средством передачи информации, в том числе и информации о статусном распределении людей разных профессий, престижностью одних и не престижности других видов деятельности, СМИ становятся посредником, одним из связующих звеньев между молодежью и социумом.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке программ по оптимизации путей и способов формирования профессиональных предпочтений молодежи, а также молодежной политики как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях. Они могут быть полезными в деятельности центров и служб занятости населения, образовательных учреждений всех уровней. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в научно-педагогической деятельности, в частности в преподавании курсов по социологии молодежи,
- Київ+380960830922