Ви є тут

Жизненный цикл доверия в российских предпринимательских сетях

Автор: 
Ларина Анна Кирилловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305389
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования доверия в российских предпринимательских сетях 18
1.1. Подходы к исследованию доверия в современной науке 18
1.2. Специфика жизненного цикла доверия в российских предпринимательских сетях 44
Глава 2. Взаимодействие акторов российских предпринимательских сетей на этапах жизненного цикла доверия 78
2.1. Особенности взаимодействия акторов предпринимательских
сетей на этапах жизненного цикла доверия 78
2.2. Транзакционные издержки взаимодействия
акторов российских предпринимательских сетей на этапах
жизненного цикла доверия 100
Глава 3. Рекомендации по улучшению климата доверия в российской предпринимательской деятельности 116
Заключение 124
Список использованных источников 130
Приложения 148
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Низкая эффективность существующих норм и законов, регулирующих хозяйственную деятельность российского предпринимателя, порождает, во-первых, высокую степень неопределенности взаимодействия предпринимателей в хозяйственной деятельности, во-вторых, высокий уровень транзакционных издержек. В попытках решить вышеописанную проблему предприниматели переходят к сетевому способу взаимодействия, следствием чего является образование предпринимательских сетей. В результате этого происходит изменение механизмов, регулирующих хозяйственную деятельность российского предпринимателя. Доминирующими становятся не правовые и экономические, а социальные механизмы, среди которых решающую роль играет доверие. Установлением этого феномена обусловлена актуальность данного диссертационного исследования.
Доминирующей в современной науке является точка зрения, согласно которой доверие - цельный феномен, противопоставляемый недоверию, а также механизм, сокращающий транзакционные издержки взаимодействия, но при этом поддержание доверия требует определенных затрат, что предполагает возрастание издержек. Возникает вопрос об экономической эффективности взаимодействия предпринимателей на основе доверия и сетевых контактов.
Диссертация направлена на решение вышеописанной научной и практической проблемы. В этом контексте, рассматривая доверие как феномен, развивающийся по определенному жизненному циклу, представляется актуальным изучение процесса формирования доверия в предпринимательских сетях. Важно определение факторов, детерминирующих формирование, существование, трансформацию и угасание доверия между акторами предпринимательских сетей; а главное, способы проявления и направления изменения транзакционных издержек на
3
детерминировано внешними но отношению к предпринимателю факторами институциональной среды и давлением некоей третье стороны. Добровольное доверие обусловлено внутренней потребностью предпринимателя доверять другому.
2. Особенности развития жизненного цикла доверия в российских предпринимательских сетях заключается, во-первых, в трансформации существующего между взаимодействующими субъектом и предпринимателем доверия в качественно иной феномен. Доверие между акторами предпринимательских сетей включает в себя доверие к роли актора и его личности. Во-вторых, на каждом этапе присутствуют транзакционные издержки, содержание и общий объем которых не меняется при переходе к следующему этапу при незначительном снижении одних и возрастании других. Жизненный цикл доверия в предпринимательских сетях включает в себя этапы трансформации доверия, его формирования и существования, вторичной трансформации доверия и недоверия.
3. Особенности взаимодействия акторов российских предпринимательских сетей на этапах жизненного цикла доверия связаны с двойственной природой причин для взаимодействия, их взаимодополнения и взаимообусловленности. С одной стороны, экономическое и внеэкономическое детерминируют друг друга. С другой стороны, происходят качественные изменения самого процесса взаимодействия в сторону неформальности, большей степени взаимопонимания. Экономические цели отходят на второй план.
4. Доля транзакционных издержек взаимодействия акторов предпринимательских сетей меняется в зависимости от этапа жизненного цикла доверия. Это выражается в отрицательном значении числа доли удельных издержек на этапе первичной и вторичной трансформации, а также на этане недоверия. На этапе формирования и существования доверия значение числа доли удельных издержек положительно. Из этого следует вывод, что использование доверия во взаимодействии акторов сетей не
14
всегда экономически выгодно, поэтому нельзя говорить об однозначности влияния доверия как механизма, сокращающего транзакционные издержки.
5. Для улучшения климата доверия необходимо создать площадки для неформального взаимодействия предпринимателя со всеми субъектами, интересующимися его деятельностью, а также повысить информационную открытость предпринимателя посредством проведения некоммерческих ознакомительных встреч предпринимателя с потребителями, а так же всеми интересующимися туристической деятельностью
Научная новизна диссертационного исследования определяется его целями и задачами и заключается в следующем:
1) разработана схема жизненного цикла доверия, которая включает в себя этапы отсутствия доверия, формирования, существования, трансформации доверия и недоверия;
2) выявлены основные особенности развития жизненного цикла доверия в предпринимательских сетях, выражающиеся в трансформации существовавшего между предпринимателем и субъектом взаимодействия доверия в качественно иной феномен, а также в присутствии на каждом этапе цикла транзакционных издержек, содержание и общий объем которых не меняются;
3) раскрыта специфика хозяйственных взаимодействий акторов российских предпринимательских сетей на этапах жизненного цикла доверия, выражающаяся во взаимообусловленности и взаимозависимости экономических и внеэкономических оснований, качественном изменении процесса экономического взаимодействия;
4) проанализированы изменения объема издержек между акторами предпринимательских сетей на этапах жизненного цикла доверия, свидетельствующие о непостоянной экономической выгодности доверия во взаимодействии акторов сетей, а также о однозначности влияния доверия на транзакционные издержки;
15