ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................4
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОМ ПОВЕДЕНИИ
1.1. Содержание основных понятий............................13
1.2. Социокультурный подход к трансформациям. Проблема
и объясняющие концепции................................19
1.3. Социокультурный аспект эволюции экономики..............33
1.4. Влияние ментальности на социально- экономическое
поведение..............................................44
1.5. Эволюция советской экономической культуры..............48
1.6. Трансформация советской экономической культуры.........65
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АСПЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ............................77
Глава 3. ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ
СОБСТВЕННОСТИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОТИВАЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ.
3.1. Нормативные основания изменения отношений
собственности..........................................90
3.2. Концептуальные предпосылки исследовании................90
3.3. Основные элементы программы исследования динамики
мотивации..............................................96
3.4. Изменения в ценностных ориентациях при переходе на
работу в условиях негосударственных форм собственности.98
3.5. Сравнительный анализ мотивации к труду при переходе
на работу по альтернативным формам собственности......107
3
Глава 4. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЯ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НОРМАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ.
4.1. Нормативные основы изменения субъекта
хозяйственной деятельности.........................121
4.2. Концептуальные основы исследования нормативной культуры в условиях экономических трансформаций.........123
4.3. Основные элементы программы и результаты исследования............................................129
Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
5.1. Предыстория трансформаций: влияние хозрасчета на поведение в организациях................................145
5.2. Влияние распада организационной культуры советских предприятий на трудовое поведение.......................154
5.3. Влияние экономической ситуации на корпоративную культуру предприятий....................................170
Глава 6. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НАСЕЛЕНИЕМ.
6.1. Некоторые социально-экономические характеристики регионов и выборочной совокупности......................190
6.2. Отношение населения к общему направлению экономических трансформаций.............................194
6.3. Влияние трансформаций на формирование экономического поведения................................202
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................210
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................217
*
I
23
3. Культура и поведение соединены множеством латентных связей и механизмов, большинство из которых в настоящее время слабо изучены. Поэтому мы останавливаемся только на трех основных социокультурных детерминантах поведения - ценностях и ценностных ориентациях, социальных нормах и мотивах поведения, так как именно эти три фактора стали, по нашему мнению, главными объектами изменений и они в наибольшей степени влияют на трудовое поведение.
4. Нас интересуют не все аспекты трансформирующегося экономического поведения1, а только такая важная его составляющая, как трудовое поведение и связанное с ним предпринимательское поведение.
Трудовое поведение и его изменения являются сферой приложения интереса многих наук, особенно значимы исследования трудового поведения, проведенные экономикой и социологией труда, психологией, менеджментом, теорией организационного поведения и рядом других наук. Мы можем выделить три монистических подхода к социокультурному объяснению трансформаций социально-экономического поведения:
• объяснения через “русский национальный характер”,
• через социокультурный феномен “советский человек” и
• через репрезентативный тип культуры.
Объяснения через национальный характер или ментальность предполагают, что не всякая модель хозяйственной деятельности может быть реализована социумом в силу заложенных а культуру “социальных архетипов”, составляющих национальный характер. Наиболее значительная разработка проблемы национального характера на основе большого тестового материла проведена К. Касьяновой /113/. Психологизируя русский национальный характер К.Касьянова относит его к эпилептоидному типу, для которого свойственно построение сложных систем целеполагания, последовательная реализация собственных планов при незначительной ориентации на оценки социального окружения. При этом К. Касьянова подчеркивает, что в русской культуре “существуют собственные архетипы целеполагания и целедостижения, не похожие на западноевропейский”. Существенным для
1 К другим видам экономического поведения можно отнести потребительское и инвестиционно< поведение. Эти виды поведения обслуживаются иной системой ценностей.
социально-экономического поведения можно считать то, что “наш соотечественник отдает предпочтение действиям ценностно-рационального типа перед целерациональными” /113,с. 164/. “Как только на горизонте появляется возможность реализации ценностно-рациональной модели, - пишет К. Касьянова, - наш соотечественник с готовностью откладывает свои планы и всякие “житейские попечения”, он чувствует, что вот наступил момент и он может, наконец, сделать “настоящее дело”, то дело, из которого он лично никакой выгоды не извлечет, и вот это-то и есть в нем самое привлекательное. Никакого личного и полезного для него самого дела не делает культурный эпилептоид с таким удовольствием и запалом, с каким он осуществляет ценностно-рациональную модель, он вкладывается в нее целиком, он переживает при это бурю эмоций, положительных и отрицательных, - это действует в нем сентимент, безошибочно указывающий на “социальный архетип”, заключенный в данной ценностно-рациональной модели. Но такое отвлечение ...в ценностно-рациональную сферу, случающееся с ним довольно часто, и понижает его достижительность ... он “устраивает” свою социальную систему в соответствии с определенными, известными ему культурными стандартами, а в хорошо отрегулированной социальной системе его собственные дела должны устроиться какими-то отчасти даже таинственными и неисповедимыми путями”./113, с. 168-169/
В соответствии с данной моделью поведения, русскому этнотипу необходима внешняя цель, реализация которой приносит ему гораздо большее удовлетворение и наполняет жизнь большим смыслом и значимостью в сравнении с жизнью, посвященной реализации собственных целей. Этот интересный вывод с позиции трансформации экономики может означать, что социалистическая советская экономика в значительно большей степени опиралась на национальный характер, нежели предлагаемая рыночная, так как формулировала именно такую цель - труд для построения социалистического общества.
Основываясь на том, что устроение дел социума для русского этнотипа значительно важнее устроения собственных дел, К. Касьянова делает следующий, принципиально значимый для экономического и трудового
- Київ+380960830922