Ви є тут

Социально-экономические проблемы паблик рилейшнз на российских предприятиях в условиях переходной экономики

Автор: 
Онуфриева Ольга Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1998
Артикул:
1000214475
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -СОДЕ РЖАНИЕ
Стр*
ВВЕДЕНИЕ...... ••............ • •••.. 3-7
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОЦИАЛКЗО-ЭКОНОКИЧШСИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПАВЛИК 1УЛЕЙ1ШЗ........................ 8-35
§ I. Концепции па блик рилвйшяз в современной
экономике России.«.........*....................... 8-21
§ 2. Основные методы и формы дабляк рилейшнз
в о оциальк о-эк од омиче ск ой деятельности... 22-35
ГЛАВА ВТОРАЯ. Ш>РБЗМЧЕСКИЕ И (ЮЦИАЛЬНО-ЗКОНадаЕС-КЙЕ ОСНОВЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ДАБЯИК
РИЛЕЙШЗ................................ 36-88
§ I. Различные подходы к исследованию коммуникаций в экономике.... •••••.................. 36-49
§ 2. Даблик рилейшнз в организационной я
экономической культуре предприятия. 50-68
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. <ХЩ0Д01ИЧЕ£КИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАБЛИК РИЛЕЙШНЗ НА
РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ................ 69-117
§ I. Пабяик рилейшнз во внешней средо российских предприятий................................ 69-84
§ 2. Паблик рилейшнз во внутренней среде российских предприятий. ••••.............................. 85-1X7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 118-128
БИБШЭГРАМИ............................................ 129-135
Актуальность, доследования. Тема диссертационного исследования попадает в русло работ широкого круга» объединенных общей проблемой - проблемой экономики "в человеческом измерении". Паблик рялейшнз, понимаемые как связи с общественностью, составляют важнейший элемент экономических отношений в любых видах экономического поведения - производстве, маркетинге, торговле, инвестиционной деятельности, общении с потребителями в управлении и т.п. Их исследование приобретает особую актуальность в экономической СОЦИОЛОГИИ. В условиях рынка связи предприятия с общественностью становятся важным фактором его признания, формирования положительного имиджа и, в конечном счете, его экономического выживания, укрепления его места в рыночном пространстве. В период перехода к рынку многие российские предприятия активно разрабатывают сети паблик рилейшнз, направленные на взаимодействие с субъектами экономической деятельности как во внешней, так и во внутренней среде.
Предприятие как субъект экономической деятельности в условиях рынка нуждается в активном ведении рекламной деятельности, создании коммуникационных, консультативных, информационных структур для связи с общественностью, что дозволяет ему существенно расширить круг потребителей за счет формирования новых потребностей в собственных товарах или услугах, актуализации язЬормациояно-кошуштативных аспектов выбора, оценки качества, механизмов использования потребителем товаров и услуг. Большое значение для взаимодействия предприятия с потребителями имеет
общую структуру отого социального феномена, Независимо от вида экономической деятельности, в структуру которой включены да блик рилейшнз, их существенным элементом являются коыгдунлкацлл, как зо внутренней, так и внешней среде организации, рассматриваемой в качестве субъекта рыночной деятельности (/ см.2,63,124,125 /. !^оено выделить несколько направлений анализа коыглукикэции з структуре производственной, коммерческой, а такие других форы экономической деятельности. Прежде всего, исследуется общее строение колмуяякзтинного процесса, в котором авторы выделяют такие традиционные звенья, как источник сообщения, само сообщение и получатель сообщения, связанный с источник ал но механизму обратной связи, /см. 115,118,120 /. Сложность анализа коылукика-ций в условиях экономической деятельности заключена в глногоао-дектности и множественности целевой направленности каждого из элементов процессз коммуникации. Источником одной и той же по содержанию информации может выступать црезэдент компания, менеджер, агент, информационное агентство, рек латыша я компания и т.п. Однако характер восприятия информации будет существенно меняться в зависимости от конкретного источника информации и его отношений с реципиентом.
Специфика восприятия сообщения в структуре экономической деятельности оцределяется также характером кодирования информации, составляющей предмет сообщения. В исследованиях по коммуникациям рассматривается влияние форы кодирования, особенностей снмЕолов и знаков кошуникации на характер восприятия сообщения. Эффективность коммуникаций в структуре управленческой в экономической деятельности зависит от использования лексики речи, ее стилевых, темпоральных характеристик, визуальных образоЕ, зизкое иевербздьной коммуникации, в частности, жестов, цвета, костюма,
интерьера* предаете® деловой обстановки а т.п. / см.9,18,32,59 /. Следует также учитывать дафференцнрованнкй характер воздействия на реДлШлента не только субъективности первичного источника информации, в соответствии с целевыми устакоек жги которого строится сообщение, но и субъективную модификацию сообщения на уровне цр ал єну точных зеєньєе коммуникации. Так, напршлер, использование для передачи экономически значимой информации публичного выступления в наибольшей степени оцредетяется личными качествами непосредственного источника сообщения, однако л на этом уровне осуществляется воздействие спичрайтера, обусловливающее направление коммуникативного потока. Подобное воздействие на коммунакацпо оказывает редактор средства массовой информации и т.п.
Коммуникативное воздействие системы пабдих рилейшнз обусловлено такде системой кодирования информации, которая осущест-вляетеяв в форме знаков, символов и требует дія своего анализа аппарата семиотики. Большинством авторов сообщение рассматривается как закодированная идея / см.4,8,116,118 /. Выделяются такие общепринятые элементы сообщения, как его содержание, средства его передачи, а также качества сообщения, непосредственно зависимые от его субъекта. Восприятие информации основано на декодировании, в механизмах которого выделяются эталонные, социокультурные аспекты, а также субъективно-личностные / см.34,40,
47 /.
В качестве реципиента сообщения рассматривается индивид ила группа, осуществляющая деекодарование сообщения, которая в конечном счете определяет посредством своей реакции эффективность сообщения. Целью сообщений в системе управления является изменение отношения реципиента к производственной ситуации в цела.:, Бездействие нз понимание отдельных аспектов ситуации управления,-