Ви є тут

Формування в учнів початкових класів орфографічної грамотності у навчанні російської мови як другої

Автор: 
Зорька Наталія Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003631
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование процесса формирования орфографических
умений на фонетической основе…
71
2.1.
Цели, задачи и общая организация экспериментальной работы ……..
71
2.2.
Изучение готовности учащихся к усвоению орфографии на фонетической
основе……………...…………………………………….
75
2.3.
Экспериментальная методика формирования орфографической
грамотности………………………………………………………………
89
2.4.
Ход обучения школьников по разработанной методике….……………
106
2.4.1.
Формирование орфографической зоркости на основе звуковых ориентиров
орфограмм…………………………………………………..
106
2.4.2.
Ознакомление учащихся с орфографическими правилами……………
136
2.5.
Результаты экспериментального обучения…….………… ……………
Выводы…………………………………………………………………..
151168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
170
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..…………….
175
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………
193
ВВЕДЕНИЕ
Изменение статуса русского языка в Украине, сужение сферы его функционирования,
а также общая модернизация школьного языкового образования, ставящая целью
осуществление коммуникативно-деятельностного подхода, обусловили существенные
изменения в курсе русского языка как учебного предмета в школе с украинским
языком обучения.
В соответствии с Государственным стандартом образования и программой для
начальных классов, главной целью обучения русскому языку является развитие
коммуникативной компетенции, которая должна обеспечить ученикам возможность
пользоваться русским языком как средством устного и письменного общения,
познания, постижения культурных ценностей [79;174]. Согласно коммуникативной и
лингвистической линиям содержания школьного курса русского языка, объём
теоретического материала и требования к его усвоению значительно уменьшены, в
то время как выросло внимание к развитию навыков пользования языком.
Формирование устной и письменной речи предусматривается уже на начальной
ступени обучения.
Письмо рассматривается прежде всего как продуктивный вид речевой деятельности,
дающий возможность фиксировать мысли, чувства, волеизъявления. Первостепенное
значение имеет содержательный аспект высказывания, однако важной
характеристикой письма является его графическая и орфографическая
нормированность, обеспечивающая такое коммуникативное качество, как понимание
написанного. Кроме того, прочные орфографические навыки облегчают процесс
конструирования высказывания, так как позволяют ученику сосредоточиться на
содержательной стороне речевой деятельности.
Объективная значимость орфографии определила её место в современной программе
для начальной школы, в соответствии с которой работа над правописными навыками
осуществляется на пропедевтическом уровне и предполагает формирование
орфографической зоркости, умений писать ряд определённых программой словарных
слов и применять отдельные орфографические правила.
По определению М.Т.Баранова, орфографическая грамотность, выражающаяся в умении
употреблять «графические средства письма в соответствии с принятыми правилами
правописания», достигается посредством усвоения основных орфографических
понятий, формированием на их основе орфографических умений, запоминания слов с
непроверяемыми написаниями [146,148-149]. В условиях сокращения общего
количества учебного времени на изучение русского языка (второго), учитывая
сложность русской орфографии, возникает потребность в изменении содержания
правописной работы, поиске новых, более ёмких и в то же время доступных для
младших школьников лингводидактических средств обучения.
Проблема формирования орфографической грамотности разработана достаточно
глубоко. Так, важную роль в становлении и развитии методики орфографии сыграли
работы М.Т.Баранова, Ф.И Буслаева, М.Р.Львова, Г.М.Приступы, М.М.Разумовской,
Т.Г.Рамзаевой, И.И.Срезневского, А.В.Текучева, Д.И.Тихомирова, М.В.Ушакова,
К.Д.Ушинского, С.Н.Рождественского, В.П.Шереметевского и др. В трудах
Р.И.Аванесова, А.Н.Гвоздева, В.Ф.Ивановой, С.М.Кузьминой, М.В.Панова,
А.М.Пешковского, С.Н.Сидорова, Л.В.Щербы и др. фундаментально исследована
специфика русского письма, выявлены особенности взаимосвязи правописания,
фонетики и орфоэпии, обоснованы преимущества изучения орфографии в соответствии
с её свойствами. Об особом значении фонетических знаний и умений в формировании
орфографических навыков по родному и близкородственному языку свидетельствуют
работы А.А.Бондаренко, Н.С.Вашуленко, И.Ф.Гудзик, Л.Д.Журавлёвой, О.В.Караман,
А.П.Коваль, О.Н.Хорошковской и др.
Значительный вклад в развитие методики русского языка как близкородственного, в
том числе обучение орфографии, внесли А.М.Беляев, А.М.Богуш, Н.В.Бондаренко,
Л.А.Булаховский, Н.И.Волошановская, И.Ф.Гудзик, Н.И.Желуденко, А.П.Коваль,
И.Н.Лапшина, В.И.Масальский, И.Н.Мельниченко, Н.А.Пашковская, М.Б.Успенский,
А.Е.Супрун, Н.М.Шанский и др.
Психологические особенности орфографических навыков и процесса их формирования
изучали Д.Н.Богоявленский, Г.Г.Граник, Н.И.Жинкин, С.Ф.Жуйков и др. Был выявлен
синтетический характер орфографического навыка, обусловленный неоднозначными
звуко-буквенными отношениями, доказана целесообразность его формирования путем
осознания составляющих операций и объединения их в одно сложное действие.
Проблему становления орфографической зоркости как первой операции в решении
орфографической задачи рассматривали Н.Н.Алгазина, М.Т.Баранов, Л.М.Бесолов,
Д.Н.Богоявленский, М.Р.Львов Л.С.Селезнёва и др.
Закономерности становления умственных действий у младших школьников в процессе
усвоения языка, условия и возможности их поэтапного формирования глубоко
исследовали Л.И.Айдарова, А.И.Власенков, Л