Ви є тут

Розвиток неявної інфраструктури рекреаційного комплексу (на прикладі АР Крим).

Автор: 
Міхуринська Катерина Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000243
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НЕЯВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
2.1. Внутрирегиональный транспорт как элемент неявной инфраструктуры
рекреационного комплекса
Следует отметить, что реализация организационно-технических мероприятий по
стабильному социально-экономическому развитию региона, обеспечивается, прежде
всего, эффективностью использования «потенциала территории, под которым следует
понимать источники, средства и запасы, которые могут быть использованы для
решения определенной задачи [65, с. 63]». Экономическая наука [14,31] различает
некоторые виды потенциалов: экономический, производственный,
научно-технический, трудовой, интеллектуальный и т.д., выделяя при этом
различные варианты определения сущности и структуры каждого из них.
Так, теории, рассматривающие экономический потенциал, предлагают два основных
его вида: потенциал с позиции материального производства и его второй вид - с
позиции возможности создания в обществе материальных ценностей и услуг [65].
Таким образом, определяя специализацию территории, по мнению автора, необходимо
учитывать ее природно-ресурсный потенциал, обеспеченность кадрами, уровень и
состояние материально-технической базы, а также развитость всех видов
инфраструктуры: производственной, социальной, экологической и
институциональной.
Основными направлениями специализации Крымского региона являлись:
машиностроение и металлообработка, химическая и пищевая промышленности, а также
производство строительных материалов [22,2]. Развитие экономики региона в
рамках данных направлений в настоящее время [2] связывают с тремя группами
мероприятий: расширением добычи нефти и газа, развитием Крыма как транзитной
транспортно-коммуникационной системы, созданием рекреационной инфраструктуры
западного образца
Согласно с программой социально-экономического развития Автономной Республики
Крым на 2003 год [1], в основе, которой лежат главные положения обращений и
посланий Президента Украины к Верховной Раде Украины: «Украина: шаг в 21
столетие. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 годы»,
«Европейский выбор», стратегическими целями развития автономной Республики
являются:
преодоление спада в промышленности и агропромышленном комплексе;
приведение структуры экономики региона в соответствие с ресурсным потенциалом
АР Крым;
дальнейшее поэтапное развитие и повышение уровня жизни населения автономной
Республики Крым.
Приоритетными отраслями экономики АР Крым на 2003 год были определены [109]:
курортно-рекреационная сфера, топливно-энергетический комплекс, в
промышленности: пищевая и химическая, судостроение, в агропромышленном
комплексе: виноградарство, зерновое и рыбное хозяйства.
Следует заметить, что предложенные направления развития экономики недостаточно
между собой совместимы, так как неоспоримым является факт оказания негативного
влияния последствий разведывания месторождений нефти и газа, а также
производства химической продукции на состояние экологического баланса
территории, который, в свою очередь, определит соответствующий уровень качества
рекреационных услуг. Именно рациональное использование природно-климатических
ресурсов, экологически безопасная окружающая среда, а также развитая
инфраструктура позволят сформировать достаточно значимое конкурентное
преимущество для Крымского региона как рекреационной территории с точки зрения
потребительской и инвестиционной привлекательности.
Отсюда вытекает необходимость рассмотрения положений по формированию
инфрастуктуры региона с точки зрения уровня и особенностей обеспечения
инфраструктурными элементами процесса создания комплексной рекреационной услуги
хозяйствующими субъектами рекреационно-экономического комплекса Крыма.
Поскольку в качестве одного из основных элементов неявной инфраструктуры
рекреационного комплекса выделен внутрирегиональный транспорт, проанализируем
зависимость между уровнем развития транспортной системы региона и
эффективностью функционирования рекреационно-экономического комплекса,
выраженную в качественных и количественных характеристиках. Так как
транспортная инфрастуктура является неявным элементом инфраструктуры
рекреационного комплекса региона, следует рассматривать особенности
функционирования данного элемента с двух позиций: с позиции создания
оптимальных условий для жизнедеятельности региона в целом, и с точки зрения
характера взаимодействий транспортной инфраструктуры с
рекреационно-экономическим комплексом Крыма.
Основным направлением деятельности субъектов транспортной инфрастуктуры,
осуществляющих хозяйственную деятельность, является организация пассажиро и
грузоперевозок различными видами транспорта. Что во многом обеспечивает
соответствующий уровень экономического развития региона, так как доля
транспортного комплекса составляет 12 % в структуре валовой добавленной
стоимости Автономной Республики Крым.
Следует отметить, что в транспортной сфере региона определилась явная тенденция
преобладания объемов грузоперевозок, что подтверждает жизнеспособность
функционирования транспортной системы, как основного элемента региональной
инфраструктуры, независимо от его взаимосвязи с рекреационным комплексом,
посредством оказания услуг последнему по перемещению рекреантов. Так, в 2003
году наблюдается рост интенсивности грузовых перевозок транспортным комплексом
АР Крым: всеми видами транспорта перевезено десять млн. тонн грузов, выполнено
7946,7 млн.т.км грузооборота