Раздел 2
Формирование механизма обеспечения экономико-экологической безопасности
хозяйственных систем
Управление в сфере экономико-экологической безопасности хозяйственной системы
требует проведения количественной оценки ее состояния. Как отмечено в 1.2
особое значение для осуществления подобной оценки имеют как показатели
экономико-экологической безопасности, так и их пороговые значения. Это требует
проведения исследований в области формирования системы индикаторов
экономико-экологической безопасности, направленных на выбор показателей,
наиболее полно описывающих поведение социально-экономической системы. Кроме
того, практическое значение имеет также анализ и классификация методов оценки
пороговых значений сформированной системы индикаторов, позволяющая оценить
фактический уровень экономико-экологической опасности. Использование элементов
нелинейной динамики дает возможность получения пороговых значений индикаторов
экономико-экологической безопасности Украины, учитывающих особенности поведения
рассматриваемой системы.
2.1. Диагностика экономико-экологической безопасности хозяйственных систем
В 1.1 обосновано, что сущность экономико-экологической безопасности реализуется
в системе показателей (индикаторов). Под показателем безопасности понимают
выраженную числом характеристику какого-либо свойства объекта либо процесса
[83]. Другими словами, показатель – качественно-количественная характеристика
социально-экономический объектов, явлений или процессов.
Индикатор (от лат. indico – указываю, определяю) – показатель, который
отображает ход процесса или состояние объекта наблюдений, его качественные и
количественные характеристики [17].
В настоящее время наибольшее распространение получили индикаторы национальной,
а также экономической безопасности, которые прямо или косвенно включают и
экологические индикаторы. Индикаторы национальной безопасности основаны на
установлении перечня угроз и приоритетов в этой области. Одним из
нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в этой сфере,
является Концепция национальной безопасности Украины от 16.01.1997 г. [66].
Так, согласно данному документу, основными угрозами безопасности Украины в
экономической сфере являются:
* неэффективность системы государственного регулирования экономических
отношений;
* наличие структурных диспропорций, монополизм производителей, преграды
становлению рыночных отношений;
* нерешенность проблемы ресурсной, финансовой и технологической зависимости
национальной экономики от других стран;
* экономическая изоляция Украины от мировой экономической системы;
* неконтролируемый отток за пределы Украины интеллектуальных, материальных и
финансовых ресурсов;
* криминализация общества, деятельность теневых структур.
В экологической сфере данным документом выделяются следующие угрозы:
* значительное антропогенное нарушение и техногенная перегрузка территории
Украины, негативные экологические последствия Чернобыльской катастрофы;
* неэффективное использование природных ресурсов, широкомасштабное применение
экологически вредных и несовершенных технологий;
* неконтролируемый ввоз в Украину экологически опасных технологий, сырья и
материалов;
* негативные экологические последствия оборонной и военной деятельности.
В течение 6 лет после принятия данной Концепции в социально-экономической жизни
государства произошли изменения, которые повлекли за собой возникновение новых
угроз и, как следствие, новых направлений в сфере обеспечения экономической и
экологической безопасности. Эти изменения в значительной мере нашли отражение в
Законе Украине «Об основах национальной безопасности Украины» от 19.06.2003 г.
[47]. Так, в качестве угроз национальным интересам безопасности в экономической
сфере выступают:
* существенное сокращение ВВП, снижение инвестиционной и инновационной
активности и научно-технического и технологического потенциала, сокращение
исследований на стратегически важных направлениях инновационного развития;
* ослабление системы государственного регулирования и контроля в сфере
экономики;
* нестабильность в правовом регулировании отношений в сфере экономики, в т.ч.
финансовой политики государства;
* отсутствие эффективной программы предотвращения финансовых кризисов,
увеличение кредитных рисков;
* критическое состояние основных производственных фондов в ведущих отраслях
промышленности, АПК, системах жизнеобеспечения и др.;
* недостаточный темп воспроизводственных процессов и преодоления структурной
деформации в экономике;
* критическая зависимость национальной экономки от конъюнктуры внешних рынков,
низкие темпы расширения внутреннего рынка;
* нерациональная структура экспорта с сырьевым характером и низким удельным
весом продукции с высокой долей добавленной стоимости;
* значительная задолженность государства, критические объемы государственных
внутренних и внешних долгов;
* опасное для экономической независимости Украины увеличение доли иностранного
капитала в стратегических отраслях;
* неэффективность антимонопольной политики и механизмов государственного
регулирования природных монополий;
* критическое состояние с продовольственным обеспечением населения;
* неэффективность использования топливно-энергетических ресурсов, недостаточные
темпы диверсификации источников их поставок;
* «тенезация» экономики; преобладание в деятельности управленческих структур
личных, корпоративных и региональных интересов над общенациональными.
В экологической сфере данным законодательным актом выделяются следующие угрозы:
* увеличение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и
природного характеров;
* нерациональное исполь
- Київ+380960830922