Ви є тут

Маркетинг екологічно чистих товарів

Автор: 
Меркулова Алла Валентинівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U005220
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ
ЧИСТЫХ ТОВАРОВ
2.1 Маркетинговый анализ регионального рынка экологически чистых товаров
Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение
быстроразвивающегося мирового рынка экологически чистых товаров и услуг. Пока
еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой
статистики его развития. Но он существует и набирает сил.
Эксперты единодушно оценивают мировой рынок экологически чистых товаров и услуг
как весьма емкий и один из самых динамично растущих и обновляющихся. Его
ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста
прогнозируются еще выше. В частности, в странах Балтии - до 8 % в год, в Канаде
- на уровне 10% в последующие пять лет. Рынок экологически чистых товаров и
услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается примерно в 20 млрд.
долл., его среднегодовой прирост - более 1%.
Правительства развитых стран активно поддерживают экопроизводство, так как оно
способствует укреплению внутреннего рынка, увелечению экспорта и помогает
решить экономические и экологические проблемы. Сегодня 32 страны мира имеют
полностью утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию, 9 стран
занимаются внедрением стандартизации, 15 стран разработкой таких стандартов
[191].
В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40% мирового производства
составят продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой.
Следовательно, компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии
новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат
реальные преимущества.
Значительная часть человечества всегда небезосновательно проявляла заботу об
удовлетворении своих потребительских запросов экологически чистыми товарами,
произведенными и выращенными без применения в технологическом цикле
компонентов, которые являются вредными для здоровья или потенциально могут
угрожать здоровью людей. К вредным компонентам, в первую очередь, относят,
пестициды и минеральные удобрения, а к потенциальным - те, угрозу для здоровья
человека от которых ныне тяжело прогнозировать. К ним принадлежит, в первую
очередь, продукция от генетически модифицированных растений.
Учитывая, что в последнее время интенсивность химического, радиационного и
других видов антропогенного влияния на окружающую среду существенно возросла, а
это отрицательно сказывается на здоровье людей, вопрос развития рынка
экологически чистых товаров приобретает повышенную актуальность.
Значительная часть человечества хочет быть уверенной, что потребляемые им
продукты не только не несут никакой угрозы их здоровью и здоровью потомства, а
наоборот, улучшают его. Поэтому в последнее время в международной торговле
товарами со стороны покупателей все чаще требуется сертификат о их
нетрансгенном происхождении. В связи с этим возрастает заинтересованность
потребителей в товарах, которые выращены и произведены по так называемым
органическим технологиям. Более общее понятие, означающее «органически
выращенный», было сформулировано в 1972 году редактором журнала по ведению
земледелия и садоводства согласно органической технологии Робертом Родейлом:
«Продукты, выращенные без применения пестицидов, искусственно изготовленных
минеральных удобрений; выращенные в почве, содержание гумуса в которой
увеличено путем ввода органических веществ; выращенные в почве, содержание
минералов в которой увеличено путем ввода естественных минеральных удобрений;
не были обработаны консервантами, гормонами, антибиотиками и т.п.» [190].
На Западе их называют «Organic Food» - органическая пища или натуральные
продукты.
По предварительным результатам исследований, проведенных агентством CVS
Consulting, на вопрос, может ли продукт, произведенный с использованием
генетически модифицированных источников, называться экологическим, около 72
процентов респондентов ответили отрицательно, 13 процентов - утвердительно, 15
процентов затруднились ответить. При этом осведомленность среди потребителей о
том, что такое генетически модифицированные источники в продуктах питания,
составила 73,5 процента, затруднились ответить 7,5 процента, ничего не знают об
этом - 19 процентов.
По результатам опроса жителей Донецкой области (приложение Г), на сегодняшний
день более 80 процентов опрошенных респондентов озабочены проблемой здорового
питания. Более 70 процентов наших респондентов ответили, что они готовы больше
платить за экологически чистые товары. На вопрос, что Вы понимаете под
экологически чистой продукцией, большинство респондентов ответило – отсутствие
вредных примесей, консервантов, а также использование натурального сырья,
легкоперерабатываемой упаковки, не загрязняющей окружающую среду (таблица
2.1.). А на вопрос, что является свидетельством экологической чистоты,
покупаемых товаров, большинство респондентов, различной возрастной категории и
социального положения, отдают предпочтение репутации товара или товарной марке
(29%), отзыву коллег, родственников, друзей, то есть покупке проверенных
товаров (19%), рекомендациям специалистов (16%), заключению органов
государственного контроля и специальной маркировке (9%), 8% опрошенных не
уделяет внимания соответствию экологической чистоте товара по причине недоверия
торговле, 7% опрошенных, готовы прислушаться к результатам экспресс – анализа
непосредственного контроля при покупке и 3% доверяют сведениям о товаре,
размещенным на упаковке (рис. 2.1.).
Таблица 2.1.
Результаты опроса потребителей относительно параметр