Ви є тут

Організаційно-економічні засади лібералізації в портовій діяльності України

Автор: 
Немодрук Наталія Павлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U000980
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА УСЛУГИ ПОРТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Аналитическая оценка портовой деятельности как объекта ценообразования

Морские порты - это дорогостоящие инженерно-технические комплексы, в которые входят уникальные портовые сооружения, оборудование для перегрузочных операций, трудовые ресурсы; на их складах находятся в ожидании отправки грузы, представляющие собой значительные материальные ценности. Назначение портов состоит в обеспечении условий, необходимых для стоянки судов под грузовыми операциями, при их отстое и обслуживании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ на причалах и складах, находящихся в распоряжении портов. Эффективная обработка морских торговых судов, железнодорожных вагонов и автомобилей в порту возможна только при условии развитой портовой материально-технической базы и хорошо управляемых трудовых ресурсов.
Производственная деятельность морских портов в условиях бурного развития всех видов транспорта характеризуется повышающейся эффективностью обработки транспортных средств, точным соблюдением норм расхода ресурсов, решением многих практических задач управления с помощью современных средств вычислительной техники, сочетанием научных достижений и передового опыта в организации технологических процессов в портах [76, c. 10-25].
Любая страна мира стремится развивать сеть морских портов на своей территории, которые являются источником стабильного поступления валюты в ее бюджет. Расходуя средства, необходимые для развития морского транспорта, учитываются и проблемы развития сопутствующих ему структур, в частности морских портов. Особенно капиталоемкими являются вложения в инфраструктуру морских портов. Проблемы развития морских портов осложняются и тем, как справедливо отмечает Д. Имекайте, что колеблется не только интенсивность потока транспортных средств, но и его качество в связи с развитием внутренней экономики страны. Процесс еще более усложняется вследствие технологических изменений в порту: строительства специализированных причалов, обрабатывающих суда типа ролкеров, развитие контейнерной технологии.
На побережье Черного и Азовского морей функционируют несколько десятков морских портов. Но основные интермодальные трансчерноморские линии проходят через порты Ильичевск, Одесса, Измаил, Николаев, Херсон, Мариуполь, Бердянск и Керчь (Украина), Констанца (Румыния), Варна и Бургас (Болгария), Новороссийск, Туапсе и Кавказ (Россия), Поти и Батуми (Грузия), Стамбул, Дериндже, Зонгулдак и Самсун (Турция).
В дальнейшем возможно подключение к интермодальным перевозкам соответствующих перегрузочных терминалов и других портов.
Одним из крупнейших в регионе портов по перевалке генеральных грузов является Ильичевский порт (Украина), на который выходят два важнейших международных транспортных коридора Восточной Европы: № 9 и TRACECA. В составе порта функционирует контейнерный терминал мощностью 200 тыс. TEU в год и мультимодальный терминал, обрабатывающий железнодорожные и автомобильные паромы и обслуживающий грузопотоки в железнодорожных вагонах, контейнерах, автопоездах, а также легковой автотранспорт и пассажиров. В 2004 году общий грузооборот порта составил 14,8 млн т, в том числе 197 тыс. TEU контейнеров и 1,5 млн т паромных грузов.
В связи с весьма динамичным ростом контейнеропотока через порт (от 30 до 50 % ежегодно) Правительством Украины утверждена программа развития порта до 2010 года, предусматривающая доведение мощности по перевалке контейнеров до 1,5 млн TEU в год.
Для наращивания объема паромных перевозок порт имеет значительные резервы. И этот грузооборот без дополнительных капиталовложений может быть увеличен в 2,5 раза. За последние два года в соответствии с рекомендациями Европейского Союза и транспортных органов ОЧЭС реконструированы железнодорожные подходы к порту, что сняло с повестки дня проблемы недостаточной пропускной способности железнодорожных въездов и создало условия для дальнейшего развития порта на ближайшие
10 - 15 лет.
В порту ведется строительство новых терминалов не только для генеральных, но и для навалочных и наливных грузов. Это позволит в ближайшие 10 лет увеличить мощность порта (сейчас она составляет 23,5 млн. т в год) более чем в два раза.
Одесский порт в настоящее время является третьим по грузообороту портом черноморского региона (после Новороссийска и Констанцы). В
2004 году он переработал 30,5 млн. т.
К Одесскому порту, как и к Ильичевскому, выходит панъевропейский транспортный коридор № 9. Особенно быстрыми темпами в Одесском порту наращиваются объемы переработки контейнеров (2004 год - 203,5 тыс. TEU). Темпы увеличения контейнерного грузооборота составляют от 20 до 30 %
в год. Порт располагает лучшим в черноморском регионе пассажирским терминалом и в ближайшее десятилетие будет служить одной из основных баз для развития морских перевозок и туризма. В последние годы, несмотря на то, что порт стеснен со всех сторон городом с населением более 1 млн. человек, найдена возможность развития его перегрузочных терминалов за счет реконструкции территории, освобождающейся при сносе устаревших и неэффективных предприятий [77,c.17, 78, с. 8, 79, с. 5-17].
Вместе с расположенным в непосредственной близости от Одессы портом Южный, который специализируется в основном на перевалке навалочных, насыпных и наливных грузов, три порта "Большой Одессы" (Одесса, Ильичевск, Южный) имеют суммарный грузооборот более 60 млн. тонн в год и обеспечивают перевалку более половины грузооборота портов Украины.
Одной из важнейших портовых баз на причерноморском участке Дуная является порт Измаил, расположенный на пересечении коридора № 7 и Балканского ответвления транспортного коридора № 9. Его грузооборот в 2004 г. достиг 6,6 млн. т. Порт имеет условия для обработки судов-контейнеровозов и малотоннажных автопаромов. Выше по течению Дуная расположен порт Рени, на который непосредственно замыкается коридор № 7.
Порт имеет большую по сравнению