Ви є тут

Функціонування вставлених конструкцій у складі багатокомпонентних складних речень (на матеріалі прози І.С. Тургенєва)

Автор: 
Антонюк Ольга Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U002993
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Текстообразующая роль вставных конструкций, осложняющих многокомпонентные сложные предложения, в организации прозы И.С. Тургенева

2.1. Понятие текстовых категорий и их классификация

В настоящее время одной из кардинальных задач лингвистики текста является выявление и описание категорий текста. Текстовым категориям за последнее время посвящено немало работ, из которых самой значительной является книга И.Р. Гальперина "Текст как объект лингвистического исследования". Само понятие "категория текста" не получило ещё однозначного терминологического определения. Отправным пунктом в наших рассуждениях будем считать определение З.Я. Тураевой, согласно которому "категории текста отражают его наиболее общие и существенные признаки и представляют собой ступеньки в познании его онтологических, гносеологических и структурных признаков [232, с.80]".
В нашей работе мы рассматриваем МСП со вставными конструкциями как микротекст, так как данная коммуникативная единица, тяготеющая к смысловой замкнутости и законченности, обладает важнейшими конституирующими признаками текста: связностью и завершенностью. Это подтверждается и другими исследователями. По мнению Н.С. Ганцовской, "сложные предложения, состоящие из нескольких придаточных единиц, можно рассматривать как текст [78, с.130]". Л.С. Байкова отмечает, что МСП привлекаются для выражения таких коммуникативных намерений, как описание или повествование, "что позволяет говорить о способности некоторых многочленных предложений выполнять функции микротекстов [27, с.88]". Н.А. Николина рассматривает многочленное сложное предложение как переходную форму между предложением и сложным синтаксическим целым, так как МСП объединяет несколько высказываний, которые могли бы выступать как отдельные предложения [173, с.657]. Все это позволяет рассматривать МСП со вставкой как единицу текста.
Единицы языка всех уровней, реализующие текстовой замысел, обладают текстообразующими функциями. Информация, содержащаяся в МСП со вставными конструкциями, раскрывается в соответствии с замыслом автора, который определяется ситуацией общения, сюжетом. Под текстообразующей функцией вставных конструкций мы понимаем способность данных единиц передавать разнообразные оттенки смысла в процессе изложения определенного содержания, способность реализовать эти оттенки на основе общего ведущего значения, закрепленного за этими единицами в грамматической теории. Кроме того, текстообразующая функция вставок проявляется и на композиционном уровне: они способны придавать тексту определенную структуру, необходимую композиционную форму, связывать воедино, с учетом коммуникативного намерения, общего замысла и цельного смысла, характеризующего текст, отдельные предложения и части высказывания.
Изучение категорий текста актуально, так как нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, не назвав его категорий. Исследование текстовых категорий, функционирующих на уровне микротекста МСП со вставками в произведениях И.С. Тургенева, предполагает выявление особенностей их структуры, организации, связей, которые устанавливаются между данными языковыми единицами. Здесь лингвистика текста тесно соприкасается со стилистическим анализом, который направлен не столько на сами языковые факты, сколько на отбор, организацию и сочетаемость МСП со вставными конструкциями в тексте.
В списке категорий текста, предлагаемом различными учеными, имеются расхождения. Так, в упомянутой выше книге И.Р. Гальперина рассматриваются такие категории, как сцепление, континуум, ретроспективность, модальность, целостность (завершенность), информативность, которая охватывает подкатегории фактуальности, подтекста, аксеологичности и эмотивности [77, с.69]. Эмотивность как текстовая категория художественного текста описана Ф. Данешем, К. Кефи, В.И. Шаховским, С.В. Гладьйо и др. Иной список текстовых категорий предлагает Т.М. Николаева: пред- и постинформация, рассказ о мире / пересказ мира, инициальность / неинициальность и др. [170]. В работах З.Я. Тураевой рассматриваются такие категории текста, как художественное время, прогрессия / стагнация и др. В.А. Кухаренко выделяет категории членимости (дискретности), связности, проспекции и ретроспекции, хронотопа (человек - время - пространство), модальности, антропоцентричности, прагматичности и категории концептуальности текста [144, с.80-83]. По мнению А.Ф. Папиной, организации, цельности и единству текста способствуют пять глобальных категорий: 1) участники коммуникативного акта; участники событий; 2) событие (ситуация); 3) художественное пространство; место объектов; 4) художественное время; 5) оценка [189]. М.М. Бахтин, Р. Барт, К. Леви-Стросс, В.В. Виноградов, Ю.М. Лотман, А. Бешнет, С.Фиш выделяют категорию интерсемиотичности (интертекстуальности).
А.П. Загнитко выделяет внутритекстуальные и внешнетекстуальные категории [103, с.3]. Внутритекстуальными категориями являются категории целостности, членимости (дискретности), информативности, связности, континуума, референциальности, интерактивности, темоидентификации и ремоидентификации. К внешнетекстуальным категориям исследователь относит категории адресата, адресанта, инструктивности, социумной детерминированности и т.п.
Такой разнобой в выделении текстовых категорий свидетельствует о недостаточной разработанности данной области знания, с одной стороны, и о широком фронте исследований, которые ведутся в этом направлении, с другой. Предлагаемые классификации неоднородны. В их основе лежат различные критерии: семантические и структурные, прагматические и функциональные, облигаторные и факультативные, признаки, отличающие текст как лингвистический объект, и признаки, характеризующие экстралингвистическую ситуацию порождения текста.
Современные семиотические исследования направлены на поиск сходств и различий между двумя знаковыми системами: первичной моделирующей системой (естественный язык) и вторичной моделирующей системой (художественный язык). Руководствуя