Глава 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА РУССКОГО
АДЪЕКТИВНОГО КОЛОРАТИВА.................................................... 75
2.1. Мотивационные классы адъективных колоративов в современном русском языке......................................................................................... 75
2.2.Словообразовательная парадигма базовых колоративов.................... 103
2.2.1. Полная словообразовательная парадигма базовых колоративов........ 103
2.2.2. Неполная словобразовательная парадигма базовых колоративов........ 122
2.3. Парадигматические отношения в синонимических рядах базовых колоративов............................................................................................. 128
ВЫВОДЫ.................................................................................. 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................. 149
ВВЕДЕНИЕ
Слова, называющие цвет, до сравнительно недавнего времени не привлекали особого внимания лингвистов. Общее оживление прежде всего стилистических исследований повлекло за собой и возрастание интереса к лексике цветообозначений. В большей же степени этот интерес связан, по-видимому, с тем, что соответствующая лексика стала предметом внимания многих общелингвистических работ, рассматривающих проблемы словообразования [2; 24; 74; 75; 83; 105], семасиологии [16; 69; 114; 129], семантических полей [29; 30], синонимии [54] и т.п.
Именам прилагательным со значением цвета принадлежит, безусловно, приоритетное место в отражении цветовой картины действительности. Русский адъективный колоратив - чрезвычайно значимая лингвистическая фигура как в функциональном плане, связанном с содержательной организацией речи и ее стилистикой, так и в плане тех грамматических отношений, в которые вступает имя прилагательное, обозначающее цвет, с другими частями речи в качестве производящего слова. Отсюда и постоянный интерес русистов к цветообозначающим прилагательным как к некоторому парадигматическому классу слов.
Колоративные прилагательные исследуются в самых разных аспектах. Наиболее же активно здесь изучаются семантические процессы формирования группы цветообозначений [56; 61; 62; 63; 70; 71; 73; 74; 124; 123 и др.], словообразовательные возможности прилагательных цветообозначения [37; 43; 44; 52; 55; 67; 83; 89; 111; 120 и т.д.], этимология прилагательных цветообозначения [22; 47], стилистические и эстетические их функции в художественных произведениях [17; 99], особенности их использования в языке разных писателей [10; 135; 139]. Одним из активных направлений в изучении адъективных колоративов является описание отдельных прилагательных, обозначающих цвет [4; 5; 6; 8; 9; 11; 118; 119 и др.].
Лексическая обозримость русских адъективных колоративов является относительной, и это подтверждают многочисленные лингвистические работы, в которых предлагаются самые разные классификации прилагательных со значением цвета, а поэтому и формируются различные по объему парадигмы этих прилагательных (см., например, [12; 37; 59; 62; 63; 118; 132] и др.).
Вместе с тем в современной русистике до сих пор нет системного описания и четкой классификации русских адъективных колоративов, как нет и единого подхода к толкованию их словообразовательной парадигмы и формированию соответствующих ей парадигматических классов имен прилагательных, обозначающих цвет. А такое описание представляется нам абсолютно необходимым прежде всего для самой системы прилагательных, в которой адъективные колоративы являются лингвистически значимым ее подмножеством.
Актуальность предложенного исследования как раз и заключается в настоятельной необходимости решения указанных проблем, то есть в необходимости формирования общего множества и построения системной классификации русских адъективных колоративов, отработки единого подхода к описанию их словообразовательной парадигмы и - как итог - построения системы словообразовательных парадигматических классов имени прилагательного со значением цвета.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Тема диссертационного исследования является частью научно-исследовательской работы кафедры общего и русского языкознания Днепропетровского национального университета "Актуальные проблемы общего, классического и русского языкознания" (протокол № 2 от 19.10.1998 г.).
Цель предлагаемого исследования заключается в том, чтобы классифицировать русские адъективные колоративы, построить и описать систему их парадигматических классов на базе типовой колоративной словообразовательной парадигмы, включающей в себя определенный комплекс словообразовательных значений.
Достижение указанной цели предполагает решение следующего круга задач:
- разработать критерии классификации русских адъективных колоративов и их системного описания;
- сформировать множество основных колоративов и выделить в нем подмножество колоративов базовых, определяющих характер словообразовательной парадигмы прилагательных со значением цвета;
- построить синонимические ряды базовых колоративов, распределив по этим рядам все множество русских прилагательных, обозначающих цвет;
- уточнить систему словообразовательных значений полной словообразовательной парадигмы адъективного колоратива как производящего слова;
- разработать процедуру формирования и описания словообразовательной парадигмы русского адъективного колоратива;
- сформировать систему мотивационных классов адъективного колоратива и построить на их основе систему словообразовательных парадигматических классов имени прилагательного, обозначающего цвет.
Объектом исследования является множество русских имен прилагательных, обозначающих цвет, и их словообразовательные дериваты - производные первой ступени.
Предмет исследования - словообразовательна