Ви є тут

Моделі й методи управління організаційними змінами при реалізації портфеля проектів

Автор: 
Стелюк Барбара Борисівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U001372
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА
ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПОРТФЕЛЯ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ

2.1. Методико-инструментальная основа решения задачи

Целью настоящего раздела является разработка методико-инструментальной базы для развития организации как предпосылки успеха и определения направлений совершенствования управления ОИ, входящими в виде ПОИ в ППОРГ. Методологической основой решения названных задач является выявление ключевых слагаемых основы рыночного успеха организации, путей и способов его достижения.
Сегодня, основываясь на теоретических положениях и опыте работы успешных организаций в странах с развитыми рыночными отношениями, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что требуемый результат обеспечивается некоторой "конструкцией", представленной на рис. 2.1.

Реализовать "новую", современную концепцию организации и ведения ПХД; поставить на предприятии проектный менеджмент как систему; маркетинг - до уровня стратегии и тактики рыночного поведения; изучить "свой" рынок и главное - как выиграть конкуренцию - таковы основные контуры обеспечения желаемого результата.
Традиционная "старая" для наших отечественных организаций концепция содержит элементы плановой экономики. Определяющими, ее факторами являлись плановое хозяйство, дефицит товаров (и ресурсов), ситуация "рынка продавца", когда спрос превышает предложение. В этих условиях задача реализации произведенного продукта на первом плане не стояла - изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия товаров всегда была продана. При этом, чем эта партия была крупнее, тем меньше оказывалась себестоимость единицы изделия. Следовательно, приоритет получала цель максимальной загрузки оборудования. Основное внимание было направлено на производство.
Современные условия ПХД организации определяются ситуацией, когда предложение превышает спрос - так называемый "рынок покупателя". В этих условиях тот факт, что товар будет произведен, не означает, что он будет продан. Поэтому, на первое место выдвигается задача реализации произведенного продукта в условиях острейшей конкуренции [79, 80].
"Новая" концепция базируется на системном подходе к организации. Системный подход появился на Западе в 50-х годах 20-го века [81] как ответ на наступление новой - постиндустриальной эпохи, когда начали проявляться первые признаки нарастания нестабильности ВС, что потребовало ее учета в деятельности организаций.
В соответствии с системным подходом любая организация представима как сложная открытая система, обслуживающая ВС путем преобразования "входов" (вводимых ресурсов) в "выходы" (результаты деятельности) [82].
Поскольку "входы" поступают из ВС, а "выходы" направляются в нее же, то, следовательно, любая организация полностью зависит от ВС. В этой связи можно построить следующую цепочку причинно-следственных положений:
1) любая организация должна в любой момент времени адекватно соответствовать требованиям ВС;
2) ВС постоянно меняется неподконтрольно руководству организации;
3) поскольку невозможно подстроиться под ВС, меняя саму ВС, необходимо вводить ОИ в организации;
4) необходимо вводить ОИ, адекватно отражающие подвижность ВС.
Содержание и основные элементы "новой" концепции представлены в табл. 2.1 в сопоставлении с "традиционной".
Методологической основой реализации в отечественных организациях новой концепции для решения проблемы сбыта и обеспечения, надежного рыночного положения (долговременного рыночного успеха) является система элементов (рис. 2.2). Она состоит из ряда подходов и инструментов, направленных на реализацию ОИ, необходимых для осуществления развития организации.

Рис. 2.2. Методико-инструментальная основа развития организации
Таблица 2.1
Сравнение концепций организаций при ведении ПХД предприятия
Концепция
КомпонентТрадиционная
("старая")Современная
("новая")123ВС и технологииСтабильны, просты определены
Динамичные, турбулентные, непредсказуемыеВлияние ВСПроявляется как совокупность ограничений при выборе той или иной тактики и стратегии производстваПредприятие само эффективно влияет на совокупность ограниченийСостояние рынкаНедонасыщение.
Спрос превышает предложениеНасыщение и перенасыщение. Предложение превышает спрос"Главный" на рынкеПроизводительПотребитель
Роль потребителяВыступает в качестве составной части источника ограниченийЯвляется активным участником формирования производственной программы
Стиль поведения организации на рынкеРеактивный - по принципу "событие - реакция"Активный - по принципу "анализ - прогноз - опережение"Управление организацией
Технократическое
Стратегическое"Философия"
топ - менеджмента"Мы управляем производственной организацией""Мы управляем производственно-сбытовой организацией, удовлетворяющей потребности покупателей"Местонахождение главных факторов успеха организацииВнутри организацииВне организацииНаправления обеспечения рыночного успехаРациональная организация производства.
Развитие специализации.
Снижение затрат.
Мотивация персонала.Ситуационный анализ.
Приспособление к внешнему окружению.
Своевременное распознавание угрозы существованию.
Создание внутрифирменной организации как ответа на воздействие извне "Стержнем" основы развития организации является управление ПОИ, которые определяются с помощью СА на основе системного подхода. Поддерживающими основную методологию являются биологический [83-85] и маркетинговый [86] подходы, а также бенчмаркинг как современная технология проектного менеджмента, направленная на оптимизацию БПР и обеспечения успеха ОИ [87]. Конкретизация методико-инструментальной основы приведена на рис. 2.3, в котором проведена декомпозиция проблемы на отдельные элементы.

Рис. 2.3. Структурная схема совершенствовани